28 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения литературоведа и культуролога Юрия Лотмана.

Юрий Михайлович Лотман – филолог, фронтовик, преподаватель, диссидент, великий ученый, один из первых советских разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры, основоположник Тартуско-московской семиотической школы. Член-корреспондент Британской академии (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989) и член Эстонской академии наук.

Юрий Лотман родился 28 февраля 1922 года в городе на Неве, который тогда назывался Петроградом. Поступил на филологический факультет Ленинградского университета, а со второго курса был призван в действующую армию и прошел всю Великую Отечественную войну артиллеристом (демобилизован только в 1946 году). Университет окончил после войны и поступил на должность старшего преподавателя Педагогического института в Тарту. Таким образом провинциальный эстонский город стал одним из центров советской и российской литературоведческой науки. Благодаря достижениям Лотмана сложилась Тартуско-московская семиотическая школа.

В зрелом возрасте Юрий Михайлович преподавал в Тартуском университете – старейшем учебном заведении этого города, да едва ли и не всей Эстонии. К сожалению, новой России Юрий Михайлович почти не застал: умер 28 октября 1993 года в Тарту, где прожил почти всю жизнь. Теперь в этом городе есть памятник Лотману и мемориальная доска на доме, где прошли его последние годы. Однако память о Юрии Лотмане не имеет географической «привязки» и ограниченности. Рассказать о вкладе Лотмана в филологическую науку – все равно что вкратце обрисовать устройство Вселенной.

Юрий Лотман был не просто ученым, но мыслителем и философом, искателем новых путей в науке, блестящим лектором и великолепным педагогом, человеком неординарным и ярким. В конце 80-х просветительский талант Юрия Лотмана оценили и на телевидении. Его «Беседы о русской культуре» выходили в эфир более 10 лет, обретя популярность, сравнимую с латиноамериканскими сериалами. Школьники, учителя, любители науки и просто увлеченные люди каждую неделю встречались лицом к лицу с персонажами отечественной культуры – от Радищева до Пушкина и Чехова. И каждый из них благодаря энциклопедическим знаниям и искренней увлеченности великого ученого оживал перед зрителями, становясь близким, понятным и интересным.

Как утверждают в один голос все, знавшие Лотмана, его отличала не только потрясающая эрудиция, но и невероятное обаяние, умение найти общий язык с любым, понять чужую мысль, поддержать ее и наполнить новым звучанием. Он был потрясающим рассказчиком, а умение вдохновить, направить, осознать старую проблему под непривычным углом заставляли каждого покидать его дом с чувством, что ты должен немедленно бежать в библиотеку и заниматься.

Источники: https://news.rambler.ru/education/48219394/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink; https://iz.ru/1297175/ekaterina-militckaia/gradoobrazuiushchii-chelovek-kak-iurii-lotman-stal-simvolom-russkoi-kultury.

 

Книги ученого в фонде центральной библиотеки им. А. Н. Островского:

 

  • Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
  • В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М., 1988.
  • История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982.
  • Карамзин: Сотворение Карамзина. Статьи и исследования, 1957-1990. Заметки и рецензии. – Санкт-Петербург, 1997.
  • О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. – СПб., 1999.
  • Пушкин: биография писателя: статьи и заметки, 1960-1990: «Евгений Онегин»: комментарий. – СПб., 1995.