Читаем сами и рекомендуем вам. «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке»

 

Представляем авторов, чьи произведения вошли в шорт-лист Национальной литературной премии «Большая книга» - 2020.

Василий Авченко, Алексей Коровашко «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке»

Василий Авченко – журналист и прозаик из Владивостока, Алексей Коровашко – филолог из Нижнего Новгорода, и в стилистическом отношении их совместное детище лежит на стыке изысканного литературоведения и захватывающего журналистского очерка, сочетая достоинства обоих этих типов письма. Это биография одного из самых ярких советских писателей шестидесятых годов ХХ века, которого называли «советским Джеком Лондоном». Куваев работал на Чукотке и в Магадане, в одиночку сплавлялся по северным рекам, странствовал по Кавказу и Памиру. Авторы убеждены, что этот человек сегодня интересен как никогда. Книга содержит уникальные документы и фотоматериалы, большая часть которых публикуется впервые.

Олег Куваев рано ушел из жизни, но успел написать и опубликовать роман «Территория», культовую книгу своего времени. После этого бестселлера (хотя в те времена такого понятия еще не было) молодые люди добровольно отправлялись на Чукотку, чтобы застать уходящую эпоху геологической романтики.

Книга Василия Авченко и Алексея Коровашко – об удивительно интересном человеке. Даже если оставить за бортом литературные достижения Олега Куваева, его человеческая биография сама по себе потянет на неплохой роман. Как пишут авторы, «жизнь Куваева – приземленный в хорошем смысле слова вариант гагаринской судьбы». Подобно тому, как Гагарин раздвинул границы обыденного, подарив человечеству мечту о космосе, Куваев подарил современникам мечту о Севере, став если не первым, то определенно самым ярким и харизматичным его певцом.

Еще студентом будущий писатель влюбился в Чукотку и, отправившись туда по распределению после Московского геолого-разведочного института, успел захватить последнюю романтическую эпоху в истории отечественной геологии. Чукотка в частности и Север в целом оставались в это время если не белым, то «серым» пятном на карте, а методы исследований не слишком отличались от тех, которые полувеком ранее практиковали Нансен и Амундсен.

Собачьи упряжки, многодневные одиночные переходы на лыжах, охота, сплав по бурным чукотским рекам с названиями, словно заимствованными из научной фантастики, дружба с коренными северянами (у них Куваев перенял многие полезные в условиях крайнего севера навыки и привычки), перелеты на крохотных самолетах, рискованные посадки на лед – с переездом на Чукотку главным в судьбе Куваева становится то, что сам он не без бравады определяет как «полярное суперменство». Любовные эскапады, мучительный выбор между геологией и литературой, скороспелая слава, альпинизм, неизменная курительная трубка, неудачная попытка суицида и мгновенная смерть в сорок лет от инфаркта – даже в таком сжатом изложении биография Куваева выглядит идеальным материалом для захватывающего чтения.

Самые яркие тексты Куваева (как и самые важные страницы его биографии) связаны с Арктикой, именно поэтому в книге Авченко и Коровашко находится место пространному и волнующему описанию освоения Колымы и Чукотки в первой трети ХХ века. Судьбы первопроходцев – героические и по большей части трагичные, трест «Дальстрой» с его жесткими колонизаторскими порядками, темная туча ГУЛАГа – все это в хрущевскую эпоху сменяется своеобразным северным ренессансом. Магадан с его бесконечной удаленностью от центра (перелет с Колымы в Москву в середине пятидесятых годов занимает 48 часов в один конец) становится «окраинным оазисом, подходящим для внутренней эмиграции или бегства от себя».

Идея романтического побега оказывается необыкновенно привлекательной: в Магадане собираются самые интересные люди страны, как из числа ссыльных, так и те, кто, подобно герою песни Владимира Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан», выбирают Север добровольно. Словом, если вы многого не знаете о Крайнем Севере и его истории, книга Авченко и Коровашко – отличный способ заполнить эти пробелы.

В интервью сайту «Сибирь.Реалии» владивостокский писатель Василий Авченко рассказывал:

– Я не вспоминал имя Олега Куваева с тех пор, как писал школьное сочинение по «Территории» в середине 1980-х. Тридцать лет спустя происходит возвращение этого имени: появился документальный фильм о Куваеве, современная экранизация «Территории».

На вопрос: Ваша книга продолжает некий современный тренд нового прочтения писателя Куваева? – Авченко отвечает:

– Мне кажется, никакого нового прочтения пока что, к сожалению, не происходит. В 2014 году, правда, вышел фильм «Территория», но лично мне эта экранизация кажется неудачной. Авторы допустили столько отсебятины, что там от Куваева почти ничего не осталось. Но, конечно, экранизация привлекает внимание к первоисточникам. В книжных магазинах появились новые издания «Территории» с портретом артиста Константина Лавроненко на обложке. Он замечательный актер, хотя на героя книги абсолютно не похож даже внешне. Я думаю, что, наверное, кино как-то простимулировало интерес к творчеству Куваева. Кроме того, в 2013 году в Москве вышел трехтомник Куваева. Это первая серьезная попытка издать его собрание сочинений. Если не считать магаданского издания 1990-х годов, которое не дошло до широкого читателя просто потому, что это Магадан. Московский трехтомник сразу же разошелся и стал библиографической редкостью. Это говорит о том, что интерес к Куваеву все-таки есть. Существует, может быть, не очень большая, но очень преданная аудитория читателей и поклонников.

Источники:         https://meduza.io/feature/2019/11/23/oleg-kuvaev-povest-o-nereglamentirovannom-cheloveke-neveroyatno-interesnaya-kniga-o-1960-h-severe-i-literature; https://zen.yandex.ru/media/sibrealii/izdana-biografiia-kultovogo-pisatelia-oleg-kuvaev-povest-o-nereglamentirovannom-cheloveke-5df74943d4f07a00ad7883f1.

Читать ознакомительный отрывок из книги Василия Авченко и Алексея Коровашко «Олег Куваев: повесть о нерегламентированном человеке»: https://royallib.com/read/korovashko_aleksey/oleg_kuvaev_povest_o_nereglamentirovannom_cheloveke.html#0