Читаем сами и рекомендуем вам

7 ноября – день рождения писателя Дмитрия Балашова
 
Дмитрий Балашов – один из лучших русских прозаиков второй половины ХХ века, автор многочисленных романов, основанных на истории средневековой Руси. Еще несколько лет назад не было читателя, который не знал бы имя Дмитрия Михайловича Балашова, не зачитывался его романами, написанными в жанре исторического романтизма.
Писатель-патриот, филолог-русист и общественный деятель родился 7 ноября 1927 года в Ленинграде. Его отец был актером ТЮЗ-а, мать – художником-декоратором. При рождении будущий писатель был назван диковинным для России именем Эдвард Гипси-Хипсей.
Необычными именами – Эдвард и Генрик – своих сыновей наградил отец Михаил Михайлович Кузнецов. Человек он был незаурядный, увлекающийся стихами. Во времена, когда в России поголовно увлекались сменою фамилий, он и взял себе псевдоним Гипси́, составив его из букв имени и фамилии драматурга Генриха Ибсена, страстным поклонником которого он был. Со временем он начал рассказывать приятелям, что это и есть его настоящая фамилия, а сам он незаконнорожденный сын английского лорда.
Когда же знающие английские язык люди объяснили ему, что по-английски слово «джипси» обозначает цыгана, и никак не может быть именем лорда, это нисколько его не смутило. Он тут же схватил свой паспорт и дописал продолжение фамилии, превращаясь в Гипси-Хипсея.
Между тем, в Театре юного зрителя Михаил Гипси-Хипсей играл вместе с Черкасовым, Чирковым, Кадочниковым – артистами, ставшими гордостью советского театра. А в нашей памяти он остался в фильме «Чапаев», где сыграл роль красноармейца. Он умер в блокадном Ленинграде.
После войны Эдвард и его младший брат Генрик Гипси сменили фамилию на Балашовы (выбрав её в телефонной книге), а имена – на Дмитрий и Григорий. Весной 1942 года Дмитрий был эвакуирован из Ленинграда в Кемеровскую область. Вернувшись в 1944 году в Ленинград, Дмитрий Балашов вскоре поступает на театроведческое отделение Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. Уже на 2-ом курсе в нём просыпается «его истинное предназначение». Балашов облачается в рубаху-косоворотку, подпоясывается тонким кушаком, надевает высокие крестьянские сапоги и кафтан, отпускает бородку «лопаточкой» и такой народный стиль сохраняет на всю жизнь. А к стилю подошла и профессия. Балашов стал фольклористом. Редкая и глубокая профессия!
Окончив в 1971 году аспирантуру Института русской литературы, предпринял несколько экспедиций по сбору и обработке фольклора. Писал научные работы. Особенно интересна его работа по обрядам традиционной русской свадьбы. Испытал себя, и в качестве журналиста, но недолго… 
К сорока годам Дмитрий Михайлович созрел для писательской работы. Начал он писательскую карьеру с повести «Господин Великий Новгород». Повесть эта была экранизирована, а в фильме писатель первый и единственный раз попробовал себя в качестве актёра – сыграл роль художника. Ему не потребовался даже грим, так колоритно он выглядел в жизни. Писатель жил и одевался крайне экстравагантно: дома держал кольчугу древнерусского образца, часто щеголял в ней. 
Сам разрабатывал дизайн и вытачивал из дерева мебель и предметы интерьера – от кровати до солонок – в древнерусском стиле. Не будучи крестьянином по происхождению, упорно жил в глухих деревнях.
Семейная жизнь писателя была полна сложностей и парадоксов. Идеалом для Балашова была большая русская семья. Семья многодетная. В деревню Балашов переехал с женой. Жена – исконная горожанка была очарована силой и необычностью Дмитрия Михайловича. И началась самая настоящая русская деревенская жизнь. Завели скотину – 2-х коров, быка, лошадь. Пошли детишки. Каждый год семейство увеличивалось. Дмитрий Балашов оказался не только талантливым писателем, но и талантливым хозяином. Собственноручно сработал мебель для дома, да не простую, а резную. Заготавливал сено, выращивал огород. В 48 лет сам срубил баню. При этом ещё успевал писать такие захватывающие романы! 
После издания повести о Новгороде Балашов пишет роман «Марфа-Посадница». Уже в этих ранних вещах Дмитрия Балашова явно обозначился талант исторического романиста. Затем началась работа над главным трудом – циклом романов «Государи московские», в который входят романы «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый».
«Государи Московские» – незаурядный пример в современной отечественной исторической романистике. В данном цикле романов, Дмитрий Балашов взялся за труднейшую задачу – описать один из самых малоизвестных периодов истории нашей страны. За эту работу Дмитрий Михайлович в 1996 году был отмечен литературной премией имени Льва Толстого, а в 1999 году ему была присуждена Большая премия Союза писателей России.
Дмитрий Михайлович – не просто мастер слова, ученый. Он был также одаренным художником, однако при жизни об этом знали только близкие. Интерес к изобразительному творчеству у будущего писателя и ученого проявился еще в детстве. В Ленинграде, в 30-е годы, он ходил в изостудию, находившуюся в Аничковом дворце. Его интерес к старине проявился через рисование древних храмов, фресок.
Дмитрий Балашов был талантлив во всем. Вся его жизнь, так или иначе, была пропитана творчеством: строил ли он дом, косил ли, работал ли на земле, вырезал ли удивительную домашнюю мебель, предметы домашнего обихода – все это сказывалось на достоверности описания малейших деталей в его основном творчестве – деле всей его жизни, описании истории Святой Руси.
Дмитрий Балашов трагически погиб в ночь с 16 на 17 июля 2000 года (был убит у себя дома в деревне Козынево, Новгородская область). Похоронили Д. М. Балашова на Зеленогорском кладбище под Санкт-Петербургом, рядом с матерью.
Читать книги автора: https://bookscafe.net/author/balashov_dmitriy-12207.html