8 июля – День семьи, любви и верности

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот день православные почитают память святых Петра и Февронии Муромских, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

Идея учредить праздник возникла в 2008 году. С инициативой выступила молодежь города Мурома. Идея была одобрена Государственной думой и Советом Федерации. Символом торжества была выбрана ромашка, как олицетворение чистоты, верности и нежности.

С 2022 года День семьи, любви и верности получил статус официального праздника в России. 28 июня Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал соответствующий указ.

 

Союз благоверных Петра и Февронии – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал по устной легенде монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста.

Ермолай-Еразм – выдающийся древнерусский книжник, современник Ивана Грозного. В 40-е гг. XVI в. был священником во Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

В 2022 году «Повести о Петре и Февронии Муромских» исполняется 475 лет. 

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час – 8 июля (по старому стилю – 25 июня) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей.

Источники: https://ria.ru/20130708/947666519.html; https://starove.ru/izbran/povest-o-petre-i-fevronii-muromskih-ermolaj-erazm/.

 

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Познакомиться с ней можно в сборниках «Древнерусские предания (Москва, 1982), «Памятники литературы древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века» (Москва, 1984) и др.