Музыковед, педагог, просветитель В.А. Коллар: к 115-летию со дня рождения

Всеволод Александрович Коллар родился 11 апреля 1908 г. в городе Ржеве Тверской губернии.

Его дед Иосиф Коллар был родом из Чешских Карловых Вар, занимался пиротехническим ремеслом. В одной из военных компаний попал в плен и оказался в России. Женился на ржевитянке Полине. Основал пиротехническую мастерскую, которая обеспечивала фейерверками всю Россию. Вместе с местным меценатом Павлом Семеновичем Немировым они создали в Ржеве ядро культурной жизни города. Построен театр, открыта музыкальная школа.

В семье было семеро детей. Мальчик Всеволод – дома его звали Волик – учился в школе №4 и в музыкальной школе Н.Л. Грешищевой в Ржеве. Располагалась музыкальная школа рядом с церковью Рождества Богородицы, неподалеку от Соборной горы, на Малой Ильинской улице, примыкавшей к Большой Торговой площади (нынешней Советской). У Грешищевой учились, главным образом, дети ржевской интеллигенции, хотя были ученики и из других слоев городского населения. Уровень обучения в школе был довольно высоким, многие ее ученики смогли продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне.

В 1924 году Всеволод поступил в Ленинградское музыкальное училище. Жил и воспитывался у своей тети – Марии Иосифовны. После окончания музыкального училища он поступил в консерваторию и в 1931 году окончил инструкторское отделение Ленинградской консерватории. Благотворное влияние на формирование музыканта оказали встречи в годы учебы с А.К. Глазуновым, знаменитым драматическим тенором И.В. Ершовым, блестящим педагогом-пианистом Л.В. Николаевым. По завершении образования Коллар ведёт в Ленинграде педагогическую и административную работу: преподаватель, завуч, а затем и директор детской музыкальной школы. С 1939 г. возглавляет музыкальный отдел Ленинградского горисполкома. Работает во Всесоюзном комитете по делам искусств и концертмейстером в музыкальной школе.

В.А. Коллар был директором Центрального музыкального техникума. С самого основания в Центральном музыкальном техникуме звучали народные инструменты – балалайки, домры, мандолины, гитары, баяны. Кроме владения своим инструментом учащиеся должны были обладать также навыками хорового пения, дирижирования и организации музыкального досуга самых широких масс населения. Отделение, на котором учили всему этому, называлось инструкторско-педагогическим, и его задачей было воспитать универсальных музыкантов – руководителей художественной самодеятельности. Состав его учащихся был преимущественно пролетарским, к тому же при нем было организовано так называемое рабочее отделение, на которое принимались рабочие, не имевшие никакого музыкального образования, но проявившие музыкальные способности. Рабочее отделение выполняло функцию подготовительного, окончившие его зачислялись в техникум.

Когда началась Великая Отечественная война, большинство педагогов и учащихся записалось в народное ополчение и ушло на фронт. Уже 5-го июля ушел добровольцем в ополчение и В.А. Коллар, а его семья уехала в эвакуацию. Но обстоятельства и судьба сложились так, что в сентябре 41-го Всеволод Александрович, демобилизованный по болезни, – цинга, отнялась спина – и жена Ангелина Евгеньевна с двумя детьми воссоединились и остались в Ленинграде. Началась блокада.

Всеволод Александрович открыл, получив разрешение, музыкальное училище при консерватории им. Мусоргского. Открыл для продолжения его работы потому, что все руководство эвакуировалось, а педагоги остались. В этом училище Всеволод Александрович работал до войны. Теперь стал его директором. Его семья поселилась в училище – он с супругой и их двое малолетних детей. Состояние здоровья музыканта было ужасное – руководил училищем лежа, поддерживая голову руками.

Зима 1941–1942 годов была самая страшная. Выдавали 125 г хлеба. Трупы умерших были везде, в квартирах и на улицах. Ангелина Евгеньевна записалась в отряд самообороны, сбрасывала зажигалки с крыш. Ели старый жмых, обнаруженный на чердаке – дореволюционные запасы конного Преображенского полка. Училище работало. Дети учились, были концерты. В августе 43-го в зале Филармонии ленинградские оркестранты исполнили 7-ю симфонию Д.Д. Шостаковича, Ленинградскую симфонию. Всеволод Александрович и Ангелина Евгеньевна были на этом концерте.

В 1945 году Всеволод Александрович приглашен на работу в Алма-Атинскую консерваторию на должность проректора. Весной туда переехала вся семья. В Алма-Ате солнце, яблоки, сказочные горы… Там было много эвакуированных из России музыкантов, артистов, поэтов, театры, цирк.

А в 1947 году судьба привела Всеволода Александровича в город Горький. Он приглашен в новую Горьковскую консерваторию на должность проректора по научной части и преподавателя теоретических музыкальных дисциплин. Основным направлением его музыковедческой работы становится краеведение. Здесь опытный педагог и теоретик вел занятия и ежегодно, во время летних каникул, ездил со студентами в фольклорные экспедиции, собрал свыше тысячи народных песен. Большой интерес он проявлял к городскому фольклору, особенно к песням рабочих Сормова. Всеволод Александрович очень любил Нижний Новгород. Он не дожил до официального возвращения названия города, но называл его ласково – Нижний. Он очень любил Волгу. Не раз плавал до Астрахани и обратно на теплоходе, в том числе и на самоходной барже с сыном-капитаном. Здесь педагогическая деятельность Коллара продолжалась более тридцати лет. Своим ученикам он стремился не только дать профессиональные знания, но и привить любовь к родному краю.

Труд его все эти годы был активным, а деятельность – многосторонней. Около 20 лет возглавлял факультет музыки народного университета Дворца культуры им. Ленина. Постоянно шефствовал над музеем, созданным при его непосредственном участии в школе им. Шаляпина. Коллар постоянно общался с самой широкой аудиторией, он любил своих слушателей «больших» и «маленьких».

Будучи ответственным секретарем Верхневолжской организации Союза композиторов СССР, он сотрудничал с областными и центральными газетами и журналами. В них часто появлялись его статьи и рецензии на оперные спектакли и филармонические концерты. В своих музыковедческих работах он часто выступал как первооткрыватель. Многие годы жизни Коллар посвятил до него никем не разработанной теме – истории Нижегородского (Горьковского) музыкального театра.

В его личных фондах содержатся материалы творческой (партитуры произведений, тексты песен, книги, очерки и т.д.), служебной (программы концертов, выступлений, буклеты, афиши и др.), биографической (автобиографии, указы о награждении, фотографии, записные книжки и др.) деятельности и материал, собранный музыкальным деятелем.

Огромен труд Коллара – музыкального критика, автора многочисленных газетных и журнальных статей, посвященных самым разнообразным темам. То это выступление историка, вдумчиво, в характерной для Коллара неторопливо-повествовательной манере рассказывающего о прошлом отечественной или зарубежной музыки, то быстрый непосредственный отклик публициста на важнейшие события музыкальной жизни города (в дни первых нижегородских фестивалей «Современная музыка» рецензии Коллара появлялись буквально на следующий день после фестивального концерта). Часто Всеволод Александрович первым из музыковедов квалифицированно и объективно оценивал то или иное только что написанное сочинение нижегородского композитора. Более того, чуткий и доброжелательный коллега, он неоднократно помогал своим друзьям-композиторам находить новые темы и сюжеты для будущих опер, кантат, симфоний и песен.

На основе уникальных краеведческих материалов написан «Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде». Широкое признание получила и книга «Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода – города Горького», материал для которой автор собирал в течение многих лет. В равной мере удались в ней рассказы о народном и профессиональном искусстве, очерки о музыкантах-исполнителях и о нижегородских композиторах.

В.А. Коллар обладал счастливым даром открывать новое даже в самом знакомом. Пример тому – Шаляпин, о котором написано много работ. Всеволод Александрович долгое время разыскивал неизвестные ранее документы, фотографии, письма, переписывался с родственниками Шаляпина, живущими за границей. Исследовал и описал материалы о пребывании Ф. Шаляпина в Нижнем Новгороде и дружбе его с М. Горьким. Дочь знаменитого певца, Ирина Федоровна Шаляпина, проживавшая в Москве, стала личным другом В.А. Коллара.

В итоге создание двух книг – «167 дней из жизни Шаляпина» и «Ф.И. Шаляпин на Волге» – сделали имя музыковеда Коллара известным не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Значительны заслуги Коллара в педагогическом труде. Он не только давал профессиональные знания студентам, но и вел с ними воспитательную работу с присущими ему тактом и интеллигентностью. Понятны поэтому чувство благодарного уважения со стороны молодежи. Большим авторитетом он пользовался и среди коллег.

Всеволод Александрович Коллар оставил о себе добрую память во многих сферах своей научной, музыкально-общественной и просветительской деятельности – в качестве краеведа, фольклориста, педагога, лектора, музыкального критика.

В г. Горьком В.А. Коллар прожил до последних дней своей жизни. Всеволод Александрович умер 8 мая 1979 года. Похоронен он на Бугровском кладбище.

 

Источники:

Глушков П. Династия Колларов // Ржевская правда. – 1997. – 16 мая. – С. 3.

Коллар Л.В. Музыковед, педагог, просветитель В.А. Коллар : [из личных воспоминаний дочери музыканта] // Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков-архивистов : сайт. – URL: https://opentextnn.ru/history/semejnye-arhivy/osn/collections/tom-39/l-v-kollar-muzykoved-pedagog-prosvetitel-v-a-kollar/ (дата обращения 07.04.2023).

Страницы музыкальной истории Верхневолжья : по материалам музыкально-краеведческих чтений 2002–2006. – Тверь, 2006.

Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверской области: учеб. пособие. – Тверь, 2006.

Шиков В.И. Коллар Всеволод Александрович // Музыканты Верхневолжья. – Тверь, 2006. – С.176–178.

Шиков В.И. Музыковед из Ржева // Ржевская правда. – 1984. – 12 мая. – С.149–150.