Читаем дома
Подвижник благочестия Аввакум
Президент России В.В. Путин поддержал празднование в 2020 году 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, религиозного деятеля, духовного писателя, одного из родоначальников новой для своего времени российской словесности.
Кем был знаменитый протопоп Аввакум – самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Давайте познакомимся с жизнью протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным.
Родился Аввакум 5 декабря 1620 года под Нижним Новгородом за рекой Кудьмой, в селе Григорове. Происходил из семьи потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева. Ему пришлось жить в «бунташном» XVII веке – времени раскола, народных волнений, колонизации Сибири. Времени, которое ставило человека перед жестоким выбором.
Протопоп Аввакум сделал свой выбор и вошел в русскую историю как человек несгибаемой воли, которого никак нельзя отнести к рабу догмы, ограниченному фанатику. Это был человек огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во время гонений на него. Многие считали его святым и чудотворцем. Он навеки остался в русской истории и в русском искусстве. Яркость личности, талант писателя и проповедника, страстность речи вызывали восхищение таких разных писателей как И.С. Тургенев и М. Горький.
Аввакуму приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Аввакум пишет свое «Житие» между 1669 и 1675 годами. «Житие» напоминает монолог: автор как бы непринужденно и доверительно беседует с читателем. Центральная тема жития – тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за «древнее благочестие» против Никоновых новшеств. На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Рассказывая о своей жизни, Аввакум хотел воодушевить своих единомышленников на борьбу за «дело божие». Именно поэтому в центре внимания в «Житии» – самые мрачные эпизоды его жизни, именно поэтому так выделяет Аввакум разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить угодность богу его подвижнической борьбы за «истинную веру». Аввакуму ненавистны ложь и притворство. В его «Житии» нет фальши. Он пишет только правду – ту правду, которую подсказывает ему «рассвирепевшая» совесть.
14 лет просидел Аввакум в Пустозерске в земляной тюрьме на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей.
14 апреля 1682 года они были сожжены в срубе в Пустозерске.
После земляных ям, ржавых цепей, пыток, застенков его согнуло надвое, и казалось, что вовсе не было силы, ни твердости в этом истощенном старческом теле, изъеденном вшою, исполосованном кнутами. Но тонко светилось горбоносое лицо его, и, странно, он счастливо улыбался. Он бормотал что-то с улыбкой, спотыкаясь, легонько вздыхал, повторял привычно молитву Христову…
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.
Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали,– почитай других; хочешь есть – корми других; хочешь взять – другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему – лучшего, себе желай меньше, а ближнему – больше».
В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.
Источники: https://drev-obraz.ru/protopop-avvakum-2020-god-god-prazdnovaniya-400-letiya-so-dnya-rozhdeniya-svyatogo-ikona-protopopa-avvakuma/; https://ru.wikipedia.org/wiki/Аввакум_Петров; https://rusidea.org/25042705.