«Врачеватель тела и души»

16 января – 155 лет со дня рождения В. В. Вересаева (1867–1945), русского поэта, переводчика, литературоведа.

Редкое творческое долголетие выпало на долю Викентия Вересаева. Современник Салтыкова-Щедрина и Льва Толстого, он был современником и Михаила Шолохова и Александра Твардовского.

Настоящая фамилия Викентия Викентьевича Вересаева – Смидович. В его жилах смешалась русская, украинская, польская, немецкая и греческая кровь. Благодаря любознательности, усидчивости и хорошей памяти он всегда отлично учился. В родной Туле окончил гимназию с серебряной медалью, а затем получил два высших образования: в Петербурге стал кандидатом исторических наук, а в Дерпте (сейчас – Тарту, Эстония) получил специальность врача. Казалось, он идёт по стопам отца, Викентия Игнатьевича – основателя Тульской городской больницы и санитарной комиссии, но дело было совсем в другом.

Вот как сам Вересаев объяснял свой выбор:

«Уже в то время моей мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый, схожусь с людьми трудно».

Расчёт оказался верным: стихи, рассказы и повести Вересаев издавал с 1884 года, но известность ему принесли «Записки врача», опубликованные в 1901 году. Автобиографическая повесть честно освещала недостатки медицинского образования и тогдашней системы здравоохранения, особенно вопросы врачебной этики. Осудив жестокую практику медицинских экспериментов на людях, Вересаев разделил общество на два лагеря: одни приписывали ему искажение фактов, другие хвалили его за смелость рассказать то, о чём все молчат.

С началом Русско-японской войны Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Был награжден орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.

В Первую мировую войну Вересаев был врачом дезинфекционного госпиталя в Коломне. А в Гражданскую уехал из Москвы и занимался медицинской деятельностью в Коктебеле.

Медицинская практика ещё не раз давала Вересаеву материалы для творчества, но воспоминания о них уже не могли повторить шумного успеха «Записок врача».

Многие произведения Вересаева, повести «Без дороги», «Поветрие», «Два конца» и «На повороте», романы «В тупике» и «Сёстры», посвящены духовным исканиям русской интеллигенции конца XIX – начала XX века. В них отразился и собственный опыт писателя, считавшего себя убеждённым социал-демократом и марксистом, и проницательный взгляд наблюдателя за изменениями в общественной жизни. В советское время особое внимание уделялось именно этой части творчества Викентия Викентьевича. Видимо, за неё он и получил в 1939 году орден Трудового Красного Знамени, а в 1943-м – Сталинскую премию первой степени (официальная формулировка – «За многолетние выдающиеся достижения»).

Но есть у Вересаева и награда совсем другого плана: в 1919 году ему вручили Пушкинскую премию Академии наук за переводы древнегреческой поэзии. Античной культурой он увлёкся ещё в гимназии. Вересаев переводил лирические и эпические творения Сафо, Гомера и других древнегреческих поэтов. Самым масштабным трудом в этой области (28 тысяч стихов!) стали новые версии «Илиады» и «Одиссеи»: над ними он работал до конца жизни, а издали их уже после его смерти. Эти переводы считаются лучшими в русской литературе.

Важнейший пласт творческого наследия Вересаева – литературоведение. В 1909–1914 годах он опубликовал цикл «Живая жизнь»: первая часть критико-философского исследования посвящена творчеству Ф. М. Достоевского, вторая – Л. Н. Толстого, третья – Фридриха Ницше. Яростную полемику вызвала книга «Пушкин в жизни», написанная в принципиально новом жанре литературно-документального монтажа. Цитируя воспоминания современников великого поэта, которые то дополняют друг друга, то вступают в противоречие, Вересаев пытался показать Пушкина по-настоящему живым, разносторонним.

Отказавшись идеализировать «наше всё», писатель получил много критических замечаний – от укоров за использование сомнительных источников до обвинений в попытке осквернить образ Пушкина. Но со временем накал страстей утих, жанр получил одобрение и у него появилось много последователей. К нему относят «Жизнь господина де Мольера» Михаила Булгакова. Сам Вересаев повторил свой опыт, опубликовав в 1933 году хронику «Гоголь в жизни».

Жизнь Вересаева была долгой и насыщенной: он стал свидетелем трёх революций и трёх войн. Успел он увидеть и победу России в самой тяжёлой из них – Великой Отечественной – Викентий Викентьевич умер 3 июня 1945 года. Скромный памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище обращается к нам цитатой из рассказа «Легенда»: «Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».

Слово «жизнь» было любимым в лексиконе писателя. Его духовное завещание призывает уважать и беречь этот бесценный дар.

Источники: https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/neizvestniy-veresaev; https://www.mos.ru/news/item/22217073/

 

Все книги В. Вересаева есть в фондах центральной библиотеки им. А. Н. Островского. Добро пожаловать в библиотеку!