Читаем сами и рекомендуем вам

К 135-летию со дня рождения Н. С. Гумилева

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Николая Гумилева. Он завоевал симпатии читателей не только силой своего таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям и странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Николай Степанович Гумилёв родился 15 апреля в 1886 года в Кронштадте. Отец его – Степан Яковлевич – врач, служивший в военном флоте. Мать – Анна Ивановна из тверских дворян Львовых. Через год после рождения Николая семья Гумилевых переселилась в Царское Село. Здесь прошли детство и лучшие годы Николая Гумилева, здесь он учился, здесь встретил свою первую и, кажется, единственную любовь. Пребывание в Царском Селе прерывалось жительством в Тифлисе, где в возрасте 16 лет Гумилев впервые напечатал стихи в местной газете «Тифлисский листок».

В 1906 году Николая Гумилев закончил гимназию и уехал в Париж. Там он слушал лекции в Сорбонне, посещал художественные выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, художниками, и, главное, активно переписывался с Брюсовым, которому отправлял свои стихи, статьи, рассказы. В эту пору Николай Гумилев уже автор сборника стихов «Путь конквистадоров». Кое-что публиковалось в крупнейшем символистском журнале «Весы», вызывая закономерную профессиональную ревность других поэтов: авторитет Брюсова в этом мире был непререкаемым, а его похвалы можно было удостоиться крайне редко.

Брюсов не ошибся в прогнозах: в январе 1908 года вышла книга Гумилева «Романтические цветы», в которой было ставшие теперь уже хрестоматийными стихи:

«Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф…»

Это не подражание, не наброски и, главное, не плод поэтического воображения. В эти годы Гумилев дважды побывал в Африке. Первое путешествие состоялось летом 1907 года, второе – осенью 1908-го. Отец Гумилева не одобрял затеи сына, и тот ослушался его и на сбереженные деньги отправился в путешествие. Дабы отец не узнал об его отъезде, Гумилев заготовил несколько писем на его имя, и друзья отправляли их из Франции в Россию каждые десять дней.

Вернувшись в Россию и поселившись в Царском Селе, Гумилев поступил на юридический факультет Петербургского университета, потом на историко-филологический, но ни один, ни второй так и не закончил. Один Бог знает, зачем ему это все понадобилось: юристом, как и историком, он становиться не собирался, он вообще не представлял, кем будет в будущем, зато точно знал, что уже стал – путешественником. Но… было принято «получать какую-нибудь определенную профессию», и – редкий случай – Гумилев поступил «как все».

Гумилев мало обращал внимание на критику, продолжал печататься в «Весах» и других петербургских литературных изданиях, а с весны 1909 года принял активное участие в подготовке к изданию журнала «Аполлон», где вел регулярный раздел «Письма о русской поэзии».

Попал Гумилев и в знаменитую «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с его хозяином и даже принял участие в создании «Академии стиха». Но в конце 1909 года сбежал из холодного и мрачного Петербурга в очередное путешествие, на этот раз более продолжительное: через Константинополь, Каир, Порт-Саид он добрался до Джибути и Харрара, и только в начале 1910 года вернулся в Россию.

Весной этого же года в издательстве «Скорпион» вышел третий сборник стихов «Жемчуга», сделавший Гумилева известным поэтом и заслуживший почетные отзывы Брюсова и Иванова. В нем было стихотворение, имевшее прямое отношение к его личной жизни, хотя тщательнейшим образом завуалированное:

«Он поклялся в строгом храме

Перед статуей Мадонны,

Что он будет верен даме,

Той, чьи взоры непреклонны.

И забыл о тайном браке,

Всюду ласки расточая,

Ночью был зарезан в драке

И пришел к преддверьям рая.

«Ты ль в Моем не клялся храме, —

Прозвучала речь Мадонны, —

Что ты будешь верен даме,

Той, чьи взоры непреклонны?...»

 

Зимой 1910 года он объяснился со своей давней – еще с гимназических времен – любовью, Анной Горенко, которая, наконец, согласилась стать его женой.

5 апреля студент Гумилев подал прошение ректору Университета: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне вступить в законный брак с дочерью статского советника Анной Андреевной Горенко». 25 апреля 1910 года они обвенчались. В качестве свадебного подарка Николай Гумилёв написал «Балладу»:

«Тебе, подруга, эту песнь отдам,

Я веровал всегда твоим стопам,

Когда вела ты, нежа и карая,

Ты знала всё, ты знала, что и нам

Блеснёт сиянье розового рая».

 

Молодожены побывали в Париже. По возвращению в Россию супруги поселились на лето в Тверском крае, в имении Слепнево под Бежецком. Осенью Гумилев вновь отправился в Африку на полгода, пробыв там до марта 1911 года. Из путешествия по дебрям и пустыням Абиссинии поэт привез записи абиссинских песен, коллекцию предметов быта и картин африканских живописцев.

Осенью 1911 года Гумилев создает «Цех поэтов», в который входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий и другие. Поэзию они провозгласили ремеслом, а всех поэтов разделили на мастеров и подмастерьев. В «Цехе» мастерами, или «синдиками» считались Городецкий и Гумилёв. Некоторые исследователи считают, что именно здесь зародилось новое литературное направление, известное под названием «акмеизм», пришедшее на смену символизму.

1 октября 1912 года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев. Родителями оба поэта были, увы, никакими. Жене не было места в жизни мужа, а мужу – в жизни жены.

Ахматова лукавила, когда с сарказмом вспоминала о своем первом браке: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым. Скоро после рождения Левы мы молча дали друг другу полную свободу и перестали интересоваться интимной стороной жизни друг друга».

Молча – это значит, без пошлых скандалов. Но Гумилев посвящал Ахматовой стихи до самой смерти, а она, очень недолгое время побыв его женой, оставалась вдовой Гумилева и тоже посвящала ему свои строки. Хотя традиционных инициалов посвящения невозможно найти ни у одного, ни у другой. Все – только угадывалось.

«Да, я знаю, я вам не пара, я пришел из иной страны…» — писал он.

А она отвечала стихотворением:

«Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью, —

За ложь меня предавших губ,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас».

 

Еще одно путешествие в Африку совершает Гумилев в 1913 году. Это была командировка Музея антропологии и этнографии Академии наук. Поэт, путешественник, ученный встретились в одном лице. Гумилева сопровождал его племянник Николай Сверчков. С чувством прекрасно выполненного задания молодые люди вернулись в Петербург. Привезенные ими экспонаты легли в основу африканского фонда Музея этнографии.

Надвигалась война. В 1907 году Гумилев был призван неспособным к военной службе и освобожден от нее. Но через семь лет, когда 1914 году грянула первая мировая война, Николай Степанович в первые же дни ушел на фронт добровольцем, зачислившись вольноопределяющимся в Лейб-гвардии уланский полк.

Почти тридцать лет прожил сугубо штатским, не мог похвастаться богатырским здоровьем, никогда и не думал о военной карьере, а остался в истории как офицер. Более того, к концу 1915 года он был уже награжден двумя Георгиевскими крестами (3 и 4 степеней).

В годы войны он не прекращал писать: был издан сборник «Колчан» (1916), написаны две пьесы, цикл очерков «Записки кавалериста», который печатался в газете «Биржевые ведомости», подготовлен к печати сборник стихов «Костер», опубликованный в 1918 году.

В 1917 году Коля должен был отправиться на Салоникский фронт. Он поехал в Париж через Финляндию и Швецию, но, прибыв в Париж, был оставлен там в распоряжении представителя Временного Правительства, чем был сильно огорчен. Там он пробыл год.

Когда Гумилев наконец вернулся в Россию, Ахматова сообщила ему буднично и сухо: она полюбила другого, им нужно расстаться официально и навсегда.

«Сказала ты, задумчивая, строго:

 - Я верила, любила слишком много,

А ухожу, не веря, не любя.

И пред лицом всевидящего Бога,

Быть может. Самое себя губя

Навеки отрекаюсь от тебя…»

 

Это стало страшным ударом для Гумилева. Да и многочисленные романы шли как бы «параллельно»: он любил свою «колдунью-жену», любил с первого взгляда и до последнего вздоха. 3 августа 1918 года Анна Гумилева и Николай Гумилев официально оформили развод. Она стала женой известного ученого В. Шилейко. А Гумилев на следующий год женился на другой Анне, Энгельгардт, которую в семье называли Анной Второй. В браке родилась дочь Елена, которая вместе с матерью в годы ленинградской блокады умерла от голода.

В 1918–1921 годы Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатался, работал, открыто крестился, снимая шапку перед каждым питерским храмом, вызывающе разговаривал с «новой публикой».

3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Точная дата его смерти не известна, его расстреляли вместе с еще шестьюдесятью обвиняемыми.

Анна Ахматова стала для Гумилева идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но мертвому, расстрелянному большевиками, осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения. Сына воспитала так, что мальчик гордился своим отцом и своей фамилией (именно нежелание сменить ее на неприметную Горенко и привело к первому аресту Льва Гумилева).

«Горькая судьба поэтов всех племен», - эта строчка умиравшего в Сибири Кюхельбекера, увы, протянулась и в двадцатый век. Но тяжесть и гибельность судьбы, пусть и посмертно, смягчается, если поэту удается обрести своего читателя, душа которого оказывается созвучна душе умерщвленного автора и который может прочитать адресованное ему послание не безразлично скользнув по строкам взглядом, а перенесясь в мир писавшего и надеявшегося на сочувствие. Поэтому давайте искать в своей душе те стороны, которые позволят ей хоть на краткое время зазвучать в лад с душой погибшего поэта.

Источник:

Орлова М. Рыцарь российского ренессанса // Смена. – 2013. – №6. – с. 34 – 47.