«Я родился поэтом»
15 июня исполняется 155 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Бальмонта (1867–1942), русского поэта-символиста, занимавшего не последнее место в русской поэзии начала ХХ века.
Его душа всегда тяготела к вечной красоте и гармонии, любил он прикосновение к богатствам природы. Помните – «Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!», «Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце стало грустнее», «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаённой печали».
Стихи Константина Бальмонта могут нравиться или не нравиться, но никто не может отрицать их необыкновенную музыкальность. Историческим фактом стало то, что тексты Бальмонта были наиболее востребованы в вокальной музыке. Список музыкальных сочинений на его стихи, написанных на рубеже ХIХ–ХХ веков, насчитывает свыше 500 примеров (приблизительно 170 имен композиторов).
Поэт был сложной личностью, и пробуждал неоднозначные чувства у современников. Он мог вызывать восторг, раздражение, споры, любовь, но никогда – равнодушие. Его отличие от остальных, эксклюзивность, проявлялась и в сочинении стихов. Он всегда писал их начисто, не подвергая ни единому изменению. И внешность его была такой же неординарной, как и его поэзия.
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны;
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей…
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя, и в других,
Я – изысканный стих…
Это стихотворение написано в 1903 году. Это был период, когда Бальмонт считался едва ли не лучшим поэтом империи, его с восторгом принимала не только читающая публика, но и собратья по перу.
Блок был новичком, он недавно только напечатал свои первые стихи о «Прекрасной Даме», Брюсов еще не был общепризнанным мэтром, все остальные поэты – Андрей Белый, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Вячеслав Иванов – считались второстепенными. Безраздельно царил Бальмонт.
Самая звездная его книга «Будем как Солнце» (1903) выразила единение человеческой души с Космосом, с Вечностью и звучала как призыв к жизни радостной, светлой, красивой. Образ солнца стал сквозным в творчестве Бальмонта, наполняясь философско-этическим содержанием и утверждением в мире света, добра, любви. Не случайно, исходя из сути поэзии Бальмонта, его называли «солнечный гений».
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!..
Бальмонт надолго пережил время Серебряного века. Его творческий путь начался в середине 1880-х годов и продолжался более пятидесяти лет. Было бы наивно видеть этот путь прямолинейным – на нем были подъемы, спады, долгие периоды творческого кризиса. Слава Бальмонта держалась, пока он находился на родине. И пусть в 1918 году он не получил звания «короля поэтов», доставшегося Северянину, но у него оставались и авторитет, и популярность, и свой читатель. С отъездом в 1920 году во Францию Бальмонт быстро растерял поклонников. В эмиграции его стихи о России первое время находили отзвук у потерявших дом соотечественников. Охотно подхватывались его строки:
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва.
Но довольно скоро привычная слава сменилась едва ли не полным забвением.
Я больше ни во что не верю,
Как только в муку и печаль,
И в бесконечную потерю,
И в отнимающую даль…
В историю русской литературы Бальмонт вошел как поэт, переводчик, эссеист и историк литературы. Им написано 35 поэтических сборников, около 20 книг прозы. Своими талантливыми переводами Шелли, Кальдерона, Эдгара По, Калидасы, Руставели и других авторов он открыл для читателей сокровищницу мировой поэзии.
«Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: Поэт» – писала Марина Цветаева в очерке «Слово о Бальмонте». И, поясняя свою мысль, продолжала: «Не улыбайтесь, господа. Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было еще что-то кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но – еще что-то. В Бальмонте, кроме поэта в нем, нет ничего… на Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта».
Полная биография К.Д. Бальмонта – https://sv-scena.ru/Buki/Baljjmont.html