В помощь внеклассному чтению. Библиотека рекомендует

13 декабря исполнилось 300 лет со дня рождения итальянского поэта, драматурга, автора сказок для театра «Король-олень», «Турандот», «Любовь к трём апельсинам» Карло Гоцци (1720–1806).

Карло Гоцци «родился в старинном прадедовском полуразрушенном дворце, находившемся в приходе Сан-Патерниано. Его отец граф Джакопо-Антонио Гоцци был типичным венецианским аристократом – непрактичным, легкомысленным, скептичным. Его мать Анджела Тьеполо отличалась дворянским высокомерием и сильным, властным характером. Семья Гоцци была весьма многолюдна: одиннадцать братьев и сестер, вечно ссорившихся и бранившихся. Главную роль в семье играл старший сын, писатель и журналист Гаспаро Гоцци, видный венецианский просветитель, женатый на поэтессе Луизе Бергалли, которая захватила после смерти матери бразды правления домом и всем имуществом графов Гоцци; ее … беспорядочное управление ускорило разорение семьи, передав в руки ростовщиков все семейные драгоценности, мебель, старинные картины, так что родовой дворец Гоцци превратился в жалкий, запущенный дом, покрытый пылью и паутиной» (С. Москульский, «Карло Гоцци и его сказки для театра»).

Всю жизнь Карло трудился ради восстановления прежнего достоинства семьи и материального благополучия. И преуспел в этом. Правда, ценой личного счастья. Он так и не женился, не желая «плодить нищих Гоцци». В 16 лет Карло уехал на военную службу в Далмацию. Через три года он вернулся домой и написал несколько сатирических произведений: стихи и памфлеты. Они обеспечили ему известность и открыли дорогу в литературное общество, Академию Гранеллесков. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес.

В 1760 году Гоцци сочинил и поставил первую из своих сказок для театра «Любовь к трём апельсинам». Постановка представляла собой комедию масок. То есть это была первая в истории фьяба. Яркая волшебная пьеса с массой фантастических и гротескных моментов имела оглушительный успех.

Такой же, если не больший, заслуженный успех достался на долю и последующих фьяб: «Ворон» (1761), «Король-олень», «Турандот», «Женщина-змея» (1762), «Зобеида» (1763), «Счастливые нищие», «Синее чудовище» (1764), «Зелёная птичка», «Дзеим, царь джиннов» (1765). Нужно отметить, что в театрах по всему миру до сих пор можно посмотреть эти классические пьесы.

На пике своей славы и популярности Карло Гоцци вдруг оставляет написание фьяб, мотивируя это тем, что пусть лучше «публика тоскует по такого рода представлениям, чем скучает на них».

В конце жизни Гоцци написал «Бесполезные мемуары». Закончены они были в 1780 году, но напечатаны только через семнадцать лет. В мемуарах он еще раз подробно изложил историю своего театрального сражения за чистоту театра дель арте в Венеции, последующие события своей жизни и мысли.

 

Источник: https://zavtra.ru/blogs/na_kril_yah_l_va_adrii.

 

Читать сказки для театра Гоцци: https://theatre-library.ru/authors/g/gocci_karlo