105 лет назад (1919) в Ржеве была создана железнодорожная милиция.

Историю железнодорожной милиции – теперь полиции – принято отсчитывать с 18 февраля 1919 года, когда ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». К обязанностям железнодорожной милиции, согласно «Положению о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», относились «борьба с кражами и другими преступлениями на станции и в пути, борьба с хищениями железнодорожного имущества, с продовольственной спекуляцией на железных дорогах, охрана порядка при скоплении публики на вокзалах и в поездах, защита железных дорог и железнодорожных сооружений в случае нападения».

 

Первым начальником ржевской железнодорожной милиции был 25-летний Иван Павлович Ребров. Потом, в 1920 году, он возглавил уголовный розыск Ржева и уезда, а в марте 1921 года стал начальником ржевской уездно-городской милиции – пятым по счёту. Однако на самом деле история железнодорожной или транспортной полиции своими корнями уходит в далекое прошлое.

Еще и железных дорог в России не было, когда 20 ноября 1809 года император Александр I утвердил «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями», тем самым отдав под специальный полицейский надзор сферу транспорта. Первая железная дорога из Москвы в Царское Село была построена в 1836 году, уже при императоре Николае I. Вот тогда и учредили отдельную структуру – железнодорожную жандармерию, призванную обеспечить правопорядок на маршрутах следования поездов.

Уже в стадии строительства железных дорог возникла необходимость линейного, а не территориального принципа охраны порядка на транспорте, которая сохраняется до нашего времени. К 1905 году станция Ржев-2 была уже третьего класса. На ее территории располагались депо на 14 паровозов с мастерскими малого ремонта паровозов и вагонов, материальный склад, водоемное здание на два бака и дом отдыха паровозного и кондукторского персонала. Станция Ржев-1 считалась станцией четвертого класса с меньшей коммерческой деятельностью, но и здесь было построено небольшое депо.

Согласно документу «Устройство и состав жандармских полицейских управлений железных дорог» отделениями управлений заведовали начальники на правах эскадронных командиров в чине подполковника или ротмистра. Состав унтер-офицеров в жандармских полицейских управлениях комплектовался из числа уволенных в запас фельдфебелей и унтер-офицеров. Они принимались в эти подразделения на сверхсрочную службу и распределялись по станциям. Старший унтер-офицер на станции заведовал всей служебной перепиской и представлял своему начальнику донесения обо всех происшествиях в своей зоне ответственности. Так было и в Ржеве до 1917 года.

Уже в 1921 году состоялась реорганизация железных дорог. Появилось управление Калининской железной дороги с центром в Ржеве. В связи с этим правительство возложило борьбу с уголовной преступностью на железнодорожном транспорте на ВЧК (позднее НКВД), а охрану перевозимых грузов – на Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Только в июле 1937 года издан приказ об организации железнодорожной милиции по старой структуре. Так в пунктах дислоцирования железных дорог были организованы дорожные отделы милиции, им подчинялись линейные отделы и отделения на станциях.

Сколько беспризорных детишек спасли от верной гибели и вырвали из лап преступного мира милиционеры, которые несли службу на стальных магистралях, в том числе и на железнодорожном узле Ржева! Жаль, что имена многих транспортных милиционеров история не сохранила. Нужно отметить, что в предвоенные годы и после Великой Отечественной войны до 1952 года Калининской железной дорогой руководил Александр Васильев.

В годы Великой Отечественной войны многим сотрудникам железнодорожной милиции пришлось сменить профессию. Они стали пехотинцами, связистами, танкистами, зенитчиками, разведчиками, партизанами.

9 октября 1941 года ржевские железнодорожники, погрузив в вагоны оборудование своих предприятий, отправили поезд в тыл, вглубь страны. 11 октября был получен приказ всем оперативным работникам железнодорожного узла оставить свои рабочие места. В этот же день последний поезд из Ржева ушёл в Торжок.

Стали солдатами и ржевские милиционеры. Им предстояло сражаться на фронтах Великой Отечественной, а кому-то в числе первых и возвращаться в разрушенный город. Последствия войны на железных дорогах страны были ликвидированы, в основном к началу 50-х годов. Пришла пора изменений. Коснулись они и структуры транспортной милиции.

В 1954 году в составе Главного управления милиции МВД СССР было создано Управление транспортной милиции (УТМ). 13 июня 1969 года создается Московское управление внутренних дел на железнодорожном транспорте, в состав которого вошел и линейный отдел милиции (ЛОВД) на станции Ржев. 1 июня 1961 года линейное отделение милиции стало подчиняться Дорожному отделу милиции Октябрьской железной дороги. Начальником линотдела назначили подполковника милиции Михаила Петровича Позднякова. 8 августа 1966 года отделение милиции на станции Ржев стало именоваться отделом, его возглавил полковник милиции Валентин Иванович Поликарпов. На посту его сменил майор милиции Борис Константинович Кузнецов.

В последующие годы реорганизация транспортной милиции продолжилась. В 90-е годы двадцатого столетия должность начальника линотдела исполняли майор милиции Александр Владимирович Волков, капитан милиции Николай Феоньевич Ершов, майор полиции Олег Александрович Дранов, подполковник милиции Михаил Евгеньевич Цидилин. Еще в 1992 году линотдел на станции Ржев был передан в Московское УВД на железнодорожном транспорте. Участок ЛОВД насчитывал 1150 километров. Штат состоял из 103 человек. Кроме выполнения своих конкретных функций милиционеры принимали участие в мероприятии по плану «Тайфун». Совместно с ГОВД, ГО и ЧС, пожарными устраняли течь из вагона с ядовитыми веществами. К 2002 году участок ЛОВД на станции Ржев составлял 1156 километров, который проходит по 12 районам Тверской области и 2 районам Московской области.

В 2009 году произошли сокращения личного состава. Были ликвидированы линейные пункты милиции, которые входили в структуру ЛОВД на станции Ржев, кроме пунктов в Нелидово и Западной Двине, а сам отдел стал именоваться отделением (ЛОМ).

В связи с принятием Федерального Закона «О полиции», реорганизация правоохранительных органов на транспорте продолжалась. Коснулась она и ржевского отделения, которое стало линейным отделением полиции (ЛОП) и как структурное подразделение входило в состав ЛОВД на станции Тверь. После принятия Закона «О полиции» в ЛОП на станции Ржев снова прошло сокращение штатной численности и переаттестация сотрудников.

Кроме кадровых изменений, были упразднены и некоторые службы. Не стало штаба, кадровой группы, службы тыла, бухгалтерии. Всё это было передано в ЛОВД на станции Тверь. Рабочая нагрузка на каждого сотрудника ЛОП на станции Ржев возросла в разы. Правда, «рабочий костяк» в отделении оставался прежний. Под сокращение попали в основном те, кому уже было пора выходить на заслуженный отдых.

А в 2013 году произошла новая реорганизация, опять сокращение штатов, и отделение стало именоваться линейным пунктом полиции (ЛПП) на станции Ржев. Сократили дежурную часть. Из 38 сотрудников осталось всего 18, вместе с начальником. Остались сотрудники уголовного розыска, следствия – дознания, патрульно-постовой службы. Участок обслуживания, который сохранился за ЛПП от Шаховской до Нелидово, от Ржева до Осуги, и от Ржева до Старицы. Сотрудники ППС несут службу на вокзале станции Ржев-II. А вот помещение по улице Октябрьская, где когда-то находился ЛОВД, потом ЛОМ, а ныне располагается ЛПП, изрядно опустело. С 1 августа 2016 года назначен на должность начальника линейного пункта полиции на станции Ржев майор полиции Владимир Корчевский.

И только железная дорога остаётся железной дорогой, уже сама по себе являясь источником повышенной опасности. Контингент пассажиров разный, и на вокзале, да и в пути следования может случиться всякое. По виду преступлений, в основном, это кражи, грабежи, незаконное хранение оружия, боеприпасов, а также незаконное хранение наркотических веществ, а ещё нарушения общественного порядка, за которые следует административное наказание. Таковы реалии дня нынешнего.

Источники:

Ожогин Е. И. Транспортная милиция на станции Ржев : очерки по истории и современности ЛОВД на станции Ржев Октябрьской железной дороги / Евгений Ожогин. – Ржев, 2002. – 111, [1] с. : ил., портр., фот.

Ожогин Е. Не числом, а умением : [транспортная полиция на станции Ржев: от истории к дню сегодняшнему] – http://rzhevnews.ru/?p=12851

 

Поздравляем личный состав линейного пункта полиции на станции Ржев с профессиональным праздником. Спасибо всем сотрудникам, кто хранит порядок на дорогах и обеспечивает нашу безопасность в поездках.