К 110-летию со дня рождения А.И. Покрышкина, трижды Героя Советского Союза, легендарного летчика
Александр Иванович Покрышкин (19.03.1913-13.11.1985)
В 2010 году, к 65-летию Победы, в Ржеве была открыта площадь Покрышкина. Великий лётчик служил в этом верхневолжском городе четыре года – столько же, сколько воевал на фронте. Но это была уже мирная служба: в 1949-1953 годах Александр Иванович был сначала заместителем командира, а затем командиром истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны.
Будущий ас родился 19 марта 1913 года (приводимая во всех справочниках и биографиях дата 6 марта, как выяснилось из метрической книги, - по старому стилю) в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в рабочей семье. После окончания семи классов Александр Покрышкин и сам работал кровельщиком в строительном тресте, вполне оправдывая свою фамилию.
Решив связать судьбу с небом, он добился путёвки в авиашколу и, лишь прибыв в Пермь, узнал, что будет не лётчиком, а авиатехником. Но разочарования не было: Александр стал прекрасным специалистом, а в сентябре 1938 года освоил во время отпуска за три недели двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдал экзамен на «отлично». Теперь дорога в небо была открыта, и через год он с отличием окончил Качинскую авиационную школу под Севастополем. Направление на службу Александр получил в 55-й истребительный авиаполк под город Бельцы, близ границы с Румынией.
Целеустремлённый характер юноши направил его действия на углублённое самообразование: он изучал физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю, занимался гимнастикой, выполнял специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.
Уже на второй день войны при разведке переправ через реку Прут его пара МиГ-3 встретила пятёрку немецких истребителей Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, Покрышкин зажёг «мессер», был подбит и подсадил повреждённую машину на свой аэродром. Уже в 3 июля он одержал не менее пяти воздушных побед, но вновь был подбит над Прутом – теперь огнём зенитной артиллерии – и посадил самолёт на опушку леса. В санчасти он начал записи в особой тетради, дав ей название «Тактика истребителей в бою». Со временем тетрадка выросла в целый том, содержавший бесценные наблюдения, выводы и идеи, но так и не изданный.
Примечательный бой провёл Александр Иванович 5 октября во время выполнения разведывательного полёта. Его пара была внезапно атакована четвёркой Ме-109. Немцы сбили ведомого, но Покрышкин уничтожил один истребитель противника и на подбитом самолёте попытался выйти из боя. Он приземлился на «живот» на оккупированной территории, сжёг истребитель, чтоб машина не досталась врагу, и вышел к своим.
Командир полка Виктор Иванов поручил неординарному лётчику переучивание молодёжи на МиГ-3, используя разработанные им тактические новинки: движение и атака с разомкнутым боевым порядком, прицельная атака сверху на большой скорости – так называемый «соколиный удар», эшелонирование по высоте.
В тяжелейших боях над Ростовом в конце 1941 года бесценными оказались разведданные, добытые Покрышкиным в условиях ограниченной видимости. В канун Нового года ему вручили орден Ленина, а в наградном листе были такие строки: «Пользуется исключительным авторитетом и уважением среди подчинённых и всего лётного состава полка. Мужественно выполняет боевые задания по уничтожению немецких захватчиков… Имеет 190 боевых вылетов…Один из лучших разведчиков в полку и дивизии».
Когда историки ведут подсчёты сбитых Покрышкиным самолётов, они должны помнить, что по действовавшим тогда указаниям, «самолёты противника, которые падали на территории противника» не включались в число воздушных побед. Из 21 сбитого им в первый год немецкого самолёта на его счёт записали всего 3.
В марте 1942 года полк стал 16-м гвардейским истребительным, а в штаб дивизии ушло представление Покрышкина к званию Героя Советского Союза. После доукомплектования полк вернулся в строй в начале лета. Александр Иванович на новом Як-1 сбил за полгода 7 вражеских самолётов (в списке побед учтены 2). Яркий бой произошёл 2 августа в небе Кубани. Вот что записал после него для себя Покрышкин: «Я с двумя лётчиками, Науменко и Бережным, дрались в 18 самолётами, Фёдоров с Вербицким с 15. В этом бою мы сбили 4 самолёта и 1 подбили, но он сел на нашей территории севернее Кропоткина. В связи с тем, что мы дрались пятёркой, и сбитых оказалось 5 самолётов, то я предложил лётчикам разделить сбитые каждому по одному самолёту».
А вскоре произошла очень неприятная история. Сам Покрышкин вспоминал: «Во время ужина ко мне и сидевшим рядом Голубеву и Труду пристали трое подвыпивших старших офицеров. Не стерпев грубость и оскорбления, я дал резкий отпор и за нарушение субординации оказался на гауптвахте». Вернувшись в полк, он узнал, что в результате интриг завидовавшего ему командира полка Исаева снят с должности комэска и выведен за штат. Его исключили из партии, а дело направили в Бакинский военный трибунал. Представление к званию Героя Советского Союза было отозвано. Особисты начали допросы сослуживцев.
Но спасла счастливая случайность. Командующий 4-й воздушной армией генерал Науменко, не знавший об инциденте, приказал Покрышкину выступить перед лётчиками 298-го полка и рассказать о «мессершмитте» как типе самолёта и о тактике боёв с ним. Командиром этого полка оказался… тот самый подполковник Тараненко, с которым Александр Иванович повздорил в столовой. Тараненко был в восторге от выступления, а за обедом узнал о последствиях давно забытого им недоразумения и написал для начальства объяснение, в котором снимал вину с Покрышкина. Свои обращения в поддержку аса написали и другие командиры. В дальнейшем 298-й полк вошёл в 9-ю гвардейскую Мариупольскую авиадивизию, которой впоследствии командовал Покрышкин. Под его началом Иван Тараненко стал Героем Советского Союза, а после войны – генерал-лейтенантом авиации.
В результате разговора с комдивом Волковым и комиссаром дивизии Александра Покрышкина восстановили в партии и должности командира эскадрильи.
Полк переучился на американские «Аэрокобры» и 9 апреля 1943 года приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома. Лётчики эскадрильи капитана Покрышкина в первом же боевом вылете сбили 2 Ме-109, один из них - на счету комэска. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение было самым напряжённым во всей Второй мировой войне. За два месяца боёв наши лётчики сбили здесь более 800 немецких самолётов!
Покрышкин раскрылся в небе Кубани как уникальный лётчик-истребитель. Он разработал и первым широко использовал боевой порядок, ставший известным под название «кубанская этажерка» и внедрённый затем во всех подразделениях советской истребительной авиации. Яркой теоретической и практической его разработкой стал выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой» с потерей скорости, при котором враг проскакивал мимо и оказывался в прицеле.
Над Кубанью летать приходилось до 5 раз в день, причём почти всегда – с участием в воздушных боях. Именно тогда немецкие лётчики, чьи сослуживцы были уже сбиты нашим асом, начали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!» За одну неделю боёв Александр Иванович сбил 6 самолётов врага, а лётчики его эскадрильи – 29. Всего же, по официальным данным, Покрышкин уничтожил в небе Кубани 16 вражеских боевых машин, фактически – около 30. Очень редко истинные и зачётные данные совпадали. Исключением был бой 12 апреля в районе станицы Крымской, когда Покрышкин на глазах главнокомандующего генерала Вершинина сбил 4 Ме-109, и ему засчитали все эти победы. В этот же день он уничтожил еще 3 вражеских самолёта. Это второй результат в советской авиации после Александра Горовца (но 8 побед этого лётчика в бою, в котором он погиб, не имеют подтверждения в оперативных документах его полка). Через несколько дней Покрышкин сбил в одном бою 3 пикировщика Ju-87, а 28 апреля – еще 5!
24 мая 1943 года командиру эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено звание Героя Советского союза (медаль «Золотая Звезда» № 993). Командующий ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Вершинин назвал его в представлении «самым искусным мастером воздушного боя».
Во время затишья, вызванного большими потерями авиации с обеих сторон, на собранном Вершининым совещании лётчиков и командиров Покрышкин обнародовал по его поручению свои тактические находки: «этажерку «из самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца, и патрулирование на высоких скоростях. Именно после его резкой критики старого приказа об обязательном подтверждении сбитых врагов наземными войсками этот приказ был отменён, за что Покрышкин в один день стал живой легендой для всех советских военных лётчиков. Официальным подтверждение факта победы стало принято считать также донесения лётчиков и стрелков – свидетелей воздушного боя.
Покрышкин был выдающимся военным педагогом: 30 лётчиков, непосредственно прошедших его школу, стали Героями советского Союза, а трое из них – дважды Героями. Сам он получил вторую Звезду героя (№ 10) Указом от 24 августа 1943 года.
В боях на юге Украины он сбил 18 «юнкерсов» и «мессеров», в том числе - 2 высотных разведчика Ju-88. 23 сентября 1043 года в районе Большого Токмака бой его пары (ведомый Голубев) с «юнкерсами» наблюдали сотни людей. Об этом написаны воспоминания очевидцев и даже художественные полотна. Обнаружив над линией фронта изготовившихся к бомбометанию немцев, Покрышкин стремительно атаковал их, одного сбил, а еще двух повредил. В этот же день в следующем боевом вылете во главе четвёрки, заметив группу Ju-88, он пропустил ее в тыл, набрал высоту и, зайдя со стороны солнца, атаковал. Оказавшись позади лидера вражеской группы, Покрышкин прошил его пушечной очередью, и тот взорвался. От попадания обломков загорелся и стал падать соседний «юнкерс». Едва выскочив из огненного облака, Покрышкин вновь совершил предельно короткий разворот и атаковал следующий бомбардировщик. После второй атаки тот уже не вышел из пике и врезался в землю.
Через несколько дней гвардии майор Покрышкин был назначен командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка. В ноябре 1943 года он вел поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях над Чёрным морем и сбил 5 трёхмоторных транспортных Ju-52, вооружённых несколькими крупнокалиберными пулемётами. Обнаружение одиночных вражеских машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелётной погоды, как отмечают историки, можно объяснить только гением Покрышкина.
24 декабря 1943 года командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Тимофей Хрюкин подписал представление на Покрышкина к званию трижды Героя Советского Союза и дал в наградном листе такое заключение о нём: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас. За лично сбитые 50 самолётов противника достоин присвоения высшей правительственной награды «трижды Героя СССР». По подсчётам историка Олега Левченко, Покрышкин за один только 1943 год сбил 61 вражеский самолёт.
Показателен для характера нашего аса такой эпизод. В феврале 1944 года его, гвардии подполковника, вызвали в Москву в штаб ВВС, и главком маршал авиации Александр Новиков предложил ему должность начальника боевой подготовки советской истребительной авиации с присвоением генерального звания. Александр Иванович отказался и попросил вернуть его на фронт. Некоторое время он ждал решения и в апреле получил назначение командиром 9-й гвардейской Мариупольской авиадивизии.
В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия участвовала в воздушных сражениях под Яссами. Так весной 1944 года он оказался на рубежах, на которых его застала война 22 июня 1941 года. Комдиву Покрышкину было запрещено подниматься в воздух, и он руководил воздушными боями с пункта наведения, организовывал взаимодействие самолётов в воздухе и с наземными войсками. Несколько раз ему удалось нарушить запрет, и в 1944 году он сбил еще 7 самолётов, причём 4 из них – в одном бою. Этот блестящий бой нашёл потом отражение в описаниях и схемах, на нём училась авиационная молодежь.
За первые 10 дней самых тяжелых боёв под Яссами 9-я гвардейская истребительная авиадивизия сбила 128 самолётов врага. Герой Советского Союза Евгений Мариинский писал: «Никогда еще полк, дивизия, корпус не вели таких ожесточённых боёв, не встречались с такими массированными действиями фашистской авиации. И кто знает, если бы не дивизия Покрышкина, влившаяся в состав корпуса незадолго до начала этой оборонительной операции, может быть, немногие лётчики дожили бы до её конца».
Летом 1944 года дивизия Покрышкина перешла в подчинение командующего 2-й воздушной армией генерала Степана Красовского. В Лювовско-Сандомирской операции 13 июля – 29 августа она всегда была на острие удара. Тогда завершился разгром немецкой группы армий «Северная Украина», были освобождены Западная Украина и юго-восточные районы Польши, а на западном берегу Вислы захвачен крупный Сандомирский плацдарм.
За бои на этом плацдарме дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого. 19 августа 1944 года гвардии подполковник Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей медалью «Золотая Звезда» 1 июня 1945 года, а лётчик Иван Кожедуб, считавший Покрышкина своим учителем, - 18 августа.
В Висло-Одерской и Берлинской операциях авиадивизия Покрышкина прикрывала 3-ю гвардейскую танковую армию Павла Рыбалко, 4-ю гвардейскую танковую армию Дмитрия Лелюшенко и две общевойсковые армии. 16 января комдив лично атаковал и сбил пикировщик Ju-87. В феврале, во время рано наступившей распутицы Покрышкин, не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, решил использовать для этого часть автострады Бреслау-Берлин. В паре со своим ведомым Голубевым он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра меньше размаха крыльев «Аэрокобры». Это единственный случай в истории мировой авиации, когда в течение полутора месяцев целая авиадивизия успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не совершив ни одной аварии.
Механик Покрышкина Илья Гурвиц вспоминал: «Нашему комдиву летать запрещали, но он летал регулярно, до последних дней войны». Последние боевые вылеты он совершил уже над Берлином. Общая статистика сбитых им вражеских самолётов колеблется от 59 до более 100. Земляки аса, новосибирские историки, на основании официальных документов, дневников самого Покрышкина и многочисленных воспоминаний получили следующий результат: 94 сбитых самолёта, 19 подбитых и 3 сожжённых на земле – итого 116.
После войны Александр Иванович окончил с золотой медалью Военную академию им. М.В. Фрунзе и был назначен заместителем командира корпуса в Ржев. Сейчас трудно представить это, но только через год трижды Герой Советского Союза с семьёй, в том числе двумя маленькими детьми, получил квартиру в одном из привезённых в этот верхневолжский город финских домиков.
В конце 1950 года под одним из этих домов был найден склад старых боеприпасов. Ждать сапёров было опасно, и Покрышкин, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов.
Первый его командир 16-го гвардейского авиаполка Виктор Иванов, прошедший через большие жизненные испытания, был несправедливо осуждён. Мария Кузьминична Покрышкина вспоминала: «И вот в 1949 году он приехал к нам в Москву, на улицу Горького, все рассказал… «Виктор Петрович, договариваемся вот как. Меня назначают командиром корпуса во Ржев. Пойдёте ко мне замом по боевой?» Иванов сказал: «Александр Иванович, к тебе – хоть на край света». И шесть лет Виктор Петрович был во Ржеве у Покрышкина заместителем по боевой подготовке. Выпрямился, расправил плечи, был награждён орденом. У них в семье родилась дочь Наташа.
Только в 1953 году, после смерти Сталина, Покрышкин получил генеральское звание, а через год был назначен заместителем командующего воздушной армией, штаб которой находился в Ростове-на-Дону. После окончания с отличием Академии Генерального штаба Александр Иванович десять лет командовал 8-й отдельной армией ПВО. До 1963 года он летал практически на всех типах советских истребителей.
В августе 1968 года Покрышкин был назначен заместителем главкома ПВО СССР, но из-за разногласий с главкомом маршалом Батицким перешёл на работу в ДОСААФ, возглавив это замечательное общество вдохнув в него своей энергией и авторитетом новую жизнь. В декабре 1972 года ему было присвоено звание маршала авиации.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года. Мария Кузьминична вспоминала, что последние несколько дней он в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь и вновь настигал врага.
Одна из московских улиц носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст.
Площадь Покрышкина в Ржеве разделяет улицы Краностроителей и Челюскинцев при въезде в военный городок Ржев-3. Рядом с площадью Покрышкина, на территории военного городка, на фасаде одного из финских домиков, где 1950-е годы проживал Александр Иванович, в марте 2008 года, к его 95-летию, была открыта мемориальная доска.
Источник:
Воробьев В. М. В воздухе Покрышкин! // Герои Советского Союза на Тверской земле : биогр. очерки. Т. 4 / В. М. Воробьев. – Тверь, 2015. – С. 509–517.