Читаем сами и рекомендуем вам

Представляем авторов, чьи произведения вошли в шорт-лист Национальной литературной премии «Большая книга» - 2020.

София Синицкая «Сияние «жеможаха»

Повести и рассказы петербургской писательницы Софии Синицкой привлекли внимание публики в прошлом году, когда ее сборник попал в короткий список премии «Нос». Критики обнаружили в текстах Синицкой влияние Гоголя, Хармса, что немудрено: Синицкая пишет такие абсурдистские, гротескные истории, в которых явь и вымысел переплетены самым причудливым образом.

Отличительная черта ее прозы – густой сплав выверенного плотного письма, яркой фантасмагории и подлинного трагизма. Никогда не знаешь, чем обернется та или другая ее история – мрачной сказкой, будничной драмой или красочным фейерверком. Здесь все убедительно и все невероятно, здесь каждый человек – диковина.

В новую книгу вошли три повести – «Гриша Недоквасов», «Система полковника Смолова и майора Перова» и «Купчик и Акулька Дура, или Искупление грехов Алиеноры Аквитанской». Повести связаны между собой как пересечениями персонажей, так и общей органикой текста.

Речь в них пойдет о репрессиях, сталинских лагерях, блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне. Синицкая отказывается от привычного для этих тем реализма. Она одушевляет неодушевленное, оживляет мертвых, переносится в разные эпохи, гиперболизирует происходящее и в результате показывает, что в истории России и без того было много чего странного и необъяснимого: «Может, сказки не врут – на территории СССР и вправду повсеместно били источники мертвой и живой воды, способной залечивать раны и оживлять людей?»

Синицкая наводит на исторические события необычную оптику и пытается их переосмыслить с новых позиций. Этим она оказывается близка таким петербургским авторам, как Александр Етоев и Павел Крусанов, которые не боятся добавлять в свои тексты, например, элементы фантастики. Синицкая обращается не столько к фантастике, сколько к фантазийному – лубочно-романтической символике и населяет привычные миры вычурными персонажами. Подобная экспериментальность добавляет текстам глубины и усиливает шокирующий эффект. Читатель погружается в добрую «сказку», которая оборачивается страшной.

У каждой повести есть подзаголовок, который указывает на жанр. Так, «Гриша Недоквасов» - это гротеск, «Система полковника Смолова и майора Перова» определена как фантасмагория, а завершающая книгу повесть про искупление грехов святой Алиеноры Аквитанской – как феерия. Но редкий читатель с ходу сможет сказать, чем гротеск отличается от фантасмагории, а фантасмагория – от феерии. Эти определения призваны не столько сориентировать в жанре, сколько дать общее представление о художественном мире писательницы: в нем всегда таится нечто необычное, наследующее театру ужасов, традициям площадной культуры Средних веков и театральным представлениям XIX века.

Так, например, в повести об Алиеноре Аквитанской переплетаются семейные легенды, пересказы которых разворачиваются на фоне Великой Отечественной. Одна из легенд – о старой немке, гувернантке-сказочнице, получившей имя в честь средневековой герцогини. Старушку намерен найти внучатый племянник, эсэсовец, и он представляет себе эту встречу как спасение прекрасной дамы. Но она погибнет в горящем доме, а перед этим выглянет в окно и протрубит в рог во славу мира. Так в сборнике пересекаются судьбы маленьких людей и властителей, страшное и светлое, чтобы в итоге утвердить давнюю истину о зле, которое только помогает добру.

Прозу Софии Синицкой не назовешь исторической, хотя именно прошлому она посвящена, а сказки ее хоть и страшные, но не злые. «Жеможаха» из названия сборника отсылает к православным песнопениям и словам «яко же можаху», что в тропаре означает «насколько они могли видеть». Так и историю страны нельзя представить объективно, она всегда зависит от того, кто о ней говорит, кто слушает говорящего и что они могут разглядеть – и могут ли.

Источники: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3860; https://readli.net/siyanie-zhemozhaha/.

Читать книгу «Сияние «жеможаха»: https://fictionbook.ru/author/sofiya_sinickaya/siyanie_jemojaha/read_online.html