Читаем книгу, смотрим фильм.

Тверская область всегда привлекала кинематографистов. В 1986 году фильм, многие сцены которого были сняты на Тверской земле, был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе. Речь идет о кинокартине «Чучело».

В наш край приехали такие мастера кино, как Ролан Быков, который был режиссером этого фильма, а также Юрий Никулин, для которого роль в фильме «Чучело» стала, по сути, прощанием с кинематографом, и Кристина Орбакайте, для нее роль в фильме «Чучело» стала дебютом в кино.

Полный драматических коллизий фильм снимался в Твери (тогда – Калинин), отдельные сцены были сняты в городе Торжке Тверской области. Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины (вид снаружи), сцена вначале и в конце (арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу) и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней ее преследуют ребята.

Школой, где училась Лена с одноклассниками, стала Детская областная больница на набережной Степана Разина. К сожалению, так случилось, что Кристина Орбакайте на пятый день съемок упала с лестницы и сломала руку. Здесь же, в детской больнице, ей наложили гипс.

Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице, точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело.

Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. Сюжет был основан на реальных событиях. Писатель рассказывал: «Это была история моей родной племянницы из Нижнего Новгорода. Она взяла на себя чужую вину, и одноклассники ее затравили, а учитель, который должен был во всем разобраться, слег с инфарктом. Она мучилась несколько недель, пока правда не выплыла наружу». Но в реальность описанных событий чиновники Госкино не хотели верить: в СССР попросту не могло быть фашиствующих школьников, сжигающих чучело своей одноклассницы! Поэтому сценарий «завернули».

Железников переписал сценарий в повесть. Она вышла в журнале «Пионер» под безликим названием «Всего несколько дней». Только в 1982 году все-таки нашелся режиссер, который решил экранизировать эту историю, – Ролан Быков. Сюжет показался ему очень близким и понятным, ведь он и сам подвергался травле и чувствовал себя таким же изгоем, как главная героиня Лена Бессольцева, – после того, как на него все ополчились за фильм «Айболит-66».

На роль главной героини – Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всего Союза: по 200–300 в день. Режиссер искал наивную девочку, с широко распахнутыми глазами, ангельским личиком, обрамленным белокурыми локонами, а потом пришел к выводу, что современная героиня должна быть другой, более волевой: чистоту надо защищать. И выбрал Кристину Орбакайте. Кинопроба длилась всего 4 минуты.

На роль главного героя – Димы Сомова – утвердили Дмитрия Егорова, сына космонавта Егорова и актрисы Натальи Кустинской.

Роль Николая Николаевича, дедушки Лены, сыграл Юрий Никулин. Именно здесь, в Калинине, в 1951 году состоялся его цирковой дебют. Два молодых клоуна – Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, которые еще совсем недавно работали у прославленного Карандаша, – впервые самостоятельно вышли на арену. Здесь же, в этом городе, Юрий Никулин в 1981 году и завершил свою цирковую карьеру. И вот теперь, через пять лет, он приехал в Калинин, чтобы практически подытожить и свой путь в кинематографе.

Фильм вызвал настоящий взрыв – кинозрители и кинокритики разделились на две части. Одни возмущались и требовали уничтожить фильм за то, что он позорил советских детей, пионерию и школу, другие благодарили Быкова за то, что он показал современных детей без прикрас. Педагогические коллективы требовали, чтобы Быков приехал и лично в глаза рассказал, где он видел таких жестоких детей и зачем он всё это придумал, да ещё и снял об этом фильм. Режиссёр ездил, говорил, что делал фильм о сегодняшнем дне и по заказу совести… И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. О драме писали даже зарубежные критики, отмечая естественную игру подростков, философский подтекст и общие проблемы…

Время все расставило по своим местам. Сегодня фильм «Чучело» является классикой российского кино.

Источник: https://pikabu.ru/story/istoriya_sozdaniya_filma_chuchelo_3990113.

Читаем книгу:​ https://www.knigger.org/v.jeleznikov/chuchelo/

Смотрим фильм: 1 серия https://youtu.be/eHExiCW1mLc

                              2 серия https://youtu.be/IQyAzhvskg0