Кавалер Ордена Улыбки

20 июня – 95 лет со дня рождения Вячеслава Михайловича Котёночкина, замечательного кинорежиссёра-мультипликатора, художника. Всенародную славу ему принес мультсериал «Ну, погоди!», а ещё он снял «Лягушку-путешественницу», «Аленький цветочек», «Необыкновенный матч», «Котёнка с улицы Лизюкова», «Старый трамвай», «Он попался» и др. Герои Котёночкина продолжают жить и радовать всех, неся доброту и радость!

 

Вячеслав Котёночкин родился в Москве 20 июня 1927 года. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило.

Тут в судьбу будущего мультипликатора вмешалась война. В 1942 году Котёночкин после семи классов поступает в артиллерийскую спецшколу. Позже – в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. И в то тяжёлое время он продолжал рисовать, оформлял школьную стенгазету, рисовал плакаты, но о мультипликации всерьёз не думал. Одна из таких стенгазет, оформленная им, даже получила премию – 750 рублей. Заканчивая спецшколу, Котеночкин не задумывался насчет своей будущей профессии. Но однажды он увидел мультфильм «Бэмби» Уолта Диснея и снова вспомнил о своей детской мечте.

После демобилизации в 1946 году Котёночкин пришёл в «Союзмультфильм», собираясь поступить на курсы. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм». Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он закончил эти курсы. Не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным…

Началась работа на Студии. Первым фильмом, на который Котёночкина взяли как художника-мультипликатора, стала «Серая шейка» по Мамину-Сибиряку, который в 1948 году сняли режиссёры Леонид Амальрик и Владимир Полковников. Трудолюбие и талант молодого художника были по достоинству оценены на студии, и уже в следующем году Котёночкин участвовал в создании пяти фильмов, в 51-м – еще четырёх. В итоге к середине 50-х на его счету в общей сложности было уже 29 мультфильмов, в том числе и такие известные, как «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Каштанка». И свою первую награду в мультипликации Котёночкин получил тогда же – в 1955 году, когда работал над фильмом «Необыкновенный матч», где одним из режиссёров был Борис Дёжкин. Фильм был удостоен высших наград на двух престижных кинофестивалях: в Каннах и Венеции.

В 1957 году Котёночкин приложил руку к «заказному» мультику – «Чудесница». Речь в нём шла о кукурузе, которую в те годы стали внедрять по всей стране по приказу Никиты Сергеевича Хрущёва. Ему самому фильм этот чрезвычайно понравился, и он за годы своего правления смотрел его 17 раз. И каждый раз, когда в Советский Союз приезжала какая-нибудь делегация по сельскому хозяйству, он требовал, чтобы ей показали именно «Чудесницу».

В начале 1960-х годов Котёночкин пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште.

А в 1968 году выходит первая серия «Ну, погоди!». Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён. В 1988 году Котёночкину была присуждена Государственная премия СССР за сериал мультипликационных фильмов «Ну, погоди!». Этот шедевр советской анимации завоевал множество призов на многих международных кинофестивалях и был закуплен для показа в 110 странах. В Болгарии появилось кафе «Ну, погоди!», а польские дети в 1985 году присудили Котёночкину самую высокую награду, о которой мечтает каждый режиссёр детских фильмов – «Орден улыбки».

Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажу одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» – даже установлен памятник в Воронеже, на улице Лизюкова, – там, где разворачиваются события фильма.

Немногие знают: вдохновительницей всех танцевальных сцен в творениях Вячеслава Котёночкина выступала супруга, балерина Тамара Вишнёва, с которой он прожил вместе почти полвека.

Вячеслав Котёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х – начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Совместно с замечательным художником Геннадием Новожиловым была проделана огромная подготовительная работа. Но времена были тяжёлые, и проект не состоялся.

В последние годы, несмотря на тяжёлую болезнь, Вячеслав Котёночкин продолжал много работать. Он был президентом студии «Союзмультфильм» и детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка». В 1999 году вышла книга его воспоминаний «Ну, Котёночкин, погоди!». В 2000 году великого мультипликатора не стало. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источники: https://fishki.net/1572125-kotyonochkin-vjacheslav-mihajlovich.html; https://vatnikstan.ru/culture/cinema/kotyonochkin/; https://kulturologia.ru/blogs/271120/48271/.

 

В центральной библиотеке им. А.Н. Островского можно познакомиться с книгой воспоминаний замечательного кинорежиссера-мультипликатора «Ну, Котёночкин, погоди!» (Москва, 1999).