20 июля – Международный день шахмат

Уже много лет, начиная с 1966 года, во всем мире 20 июля отмечают Международный день шахмат. Этот праздник проводится по решению ФИДЕ – Международной шахматной федерации, основанной в этот день в 1924 году в Париже.

Праздник отмечается в 178 странах. Традиция празднования заложена ЮНЕСКО. В этот день под эгидой ФИДЕ проводятся всевозможные тематические мероприятия и соревнования. Сеансы одновременной игры в шахматы проходят даже в местах заключения.

Где придумали шахматы

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V–VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра – чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название – шатрандж, в Китае – сянци, в Тайланде – макрук. В IX–X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

Арабские преобразования

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и, хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов и персов «шатрандж». Бурят-монгольская версия называлась «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе – «властитель повержен»).

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности – ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего, это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» может бить фигуры противника, только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Шахматы на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь – переводы соответствующих арабских терминов, ферзь – созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Шахматы приходят в Европу.

В IX–X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X–XI веках, из Италии, через Польшу.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Ибн Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе – трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Начиная с XVI века шахматные книги выходили всё чаще, постоянно появлялись шахматы и в художественных произведениях. В XVIII веке у шахмат появилась муза-покровительница. Ее придумал английский поэт Уильям Джонс, большой любитель шахмат. Он издал поэму о происхождении шахмат, в которой бог войны Марс влюбился в лесную нимфу Каиссу; нимфа не отвечала поклоннику взаимностью, и чтобы добиться своего, Марс изобрёл шахматы и научил Каиссу играть в них. Вообще, мотив шахматной игры античных богов нередко встречался в искусстве.

В 1886 году в Америке проведен первый чемпионат мира по шахматам.

В XX веке игра в шахматы приравнивается к виду спорта, а ее поклонники начинают объединяться в клубы и организации.

Специалисты выяснили, что польза шахмат для мозга просто огромна. Ведь во время игры человек задействует сразу два его полушария. Шахматные баталии сопутствуют развитию логического мышления, кратковременной и долговременной памяти. Они учат умению прогнозировать события, принимать правильные решения. Поэтому можно уверенно сказать, что несмотря на развитие компьютерных технологий, игра в шахматы еще долго будет любимым увлечением многих людей и не уйдет в историю.

Источники: https://www.gambler.ru/Chess_history; http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/shahmaty/.