Читаем сами и рекомендуем вам

К 150-летию со дня рождения Леонида Андреева

На небосклоне русской литературы начала ХХ века фигура Л.Н. Андреева выделяется какой-то особой мрачностью и загадочностью.

Жизненный срок Леониду Андрееву был отпущен до обидного малый. Всего 48 лет. И спокойных среди них не было, только качели, вверх-вниз. Мгновенная литературная слава после дебютного сборника рассказов в 1901 году, признание Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким - и почти полное забвение при воцарившейся советской власти. Попытки самоубийства на почве несчастной любви - и два счастливых брака (первая жена умерла при родах), давших ему пятерых талантливых детей. Восторженное приветствие первой русской революции (успел в тюрьме посидеть за ее идеалы) - и полное отторжение идей большевизма.

Писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. Там же он пошёл в гимназию. Позднее Леонид Николаевич вспоминал, что учился без удовольствия и даже «скверно», а вот читал много. Это были не только книги Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, соответствующие его возрасту, но и вполне «взрослые» сочинения – критические статьи Д. И. Писарева, философские работы А. Шопенгауэра. Позднее в ряду своих главных учителей он назовет Библию, Льва Толстого и Ницше. С детства будущий писатель много рисовал. Позднее его картины экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, воспроизводились в журналах.

После гимназии Леонид Николаевич поступает в университет на юридический факультет. В 1897 году окончил университет кандидатом права и начал служить помощником присяжного поверенного, выступал в суде в качестве защитника. Юриспруденцию он считал делом своей жизни и, несмотря на ранние литературные опыты, писателем становиться не собирался. Однако неожиданно получил предложение занять место судебного репортёра в газете «Московский вестник», а затем в газете «Курьер», где и публиковал свои многочисленные очерки, фельетоны, рассказы.

Литературное творчество писателя развивалось в русле лучших гуманистических традиций великой русской литературы. Можно вспомнить такие его рассказы, как «Баргамот и Гараська», «Кусака», «Ангелочек», «Большой шлем», «Петька на даче». Он горячо сочувствует «маленькому человеку», с болью душевной пишет о его трудной судьбе. Человечность и неприятие жестокости звучат в его произведениях. Затем в творчестве происходит перелом: в нём стремительно нарастают настроения тоски, неверия в человека и пессимизм. Достаточно вспомнить новеллы «Бездна», «Набат», «Стена».  Своей известностью после 1905 года Андреев обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса «К звездам» появилась в 1905 году, и до 1917 года он издавал не меньше одной пьесы в год. Современники вспоминают разного Андреева. Великолепный рассказчик, живой и общительный человек, любитель всяких дружеских розыгрышей, он мог быть и другим: мрачным, раздраженным, погруженным в себя. В нём как будто постоянно боролись тьма и свет, надежда и отчаяние. Ему суждено было стать одним из «властителей дум» своего времени, потому что его книги, как темное зеркало, отразили все, что волновало Россию: вечные поиски истины, душевную смуту и предчувствие близкой катастрофы.

Писатель всегда очень чутко откликался на все события в жизни общества и принимал в них участие. Социальные мотивы в его творчестве стали особенно заметны после знакомства с Горьким. Он стал активно публиковаться в горьковском издании «Знание». Андреев состоял в большевистской организации РСДРП, предоставлял свое жилье для сборов руководителей партии. Но вскоре, по неясным причинам, писатель в революции разочаровался. Горячо приветствуя Февральскую революцию, он категорически не принял революцию Октябрьскую.

Невольно став эмигрантом, оказавшись в Финляндии, Леонид Николаевич разрывался между тоской по родине и невозможностью принять новый режим. «Нет России, нет и творчества», – писал он незадолго до смерти. Осенью 1919 года его не стало.

В 1956 году прах писателя был возвращен родной земле и покоится на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.

С течением времени интерес к творчеству Леонида Андреева неуклонно растёт. Он оставил большое литературное наследие: десятки рассказов, повестей, очерков, статей, 28 драм, два романа. Но не количеством написанного объясняется его популярность. Истоки его успеха – в необычайности, парадоксальности- «странности» - творчества, которые признавал и сам Андреев. Андреевский стиль - смешение всех методов, направлений, способов художественного исследования и средств.

С другой стороны, Андреев выступает и как продолжатель традиций русской классики. Эта позиция: быть вместе со всеми и конкретно ни с кем - вполне устраивала Андреева, который всегда стремился «быть свободен как художник» и определяла его особое положение в русской литературе начала ХХ века.

 

Источники:

Андреев Л. Н. Избранное / Л.Н. Андреев. - Ленинград: Лениздат, 1984. - 491 с. - (Мастера русской прозы ХХ века)

Андреев Л. Н. Избранное / Л.Н. Андреев. - Москва: Звонница-МГ, 2000. - 349 с. - (Библиотека мировой новеллы)

Андреев Л. Н. Пьесы / Леонид Андреев. - Москва: Советский писатель, 1991. - 667 с

Чуковский К. И. Современники: портреты и этюды / К.И. Чуковский. - Минск: Народная асвета, 1985. - 575 с.