​Читаем сами и рекомендуем вам

«Для того чтобы понять сегодня, надо понять вчера и позавчера».

Ю. Трифонов

Давайте вспомним одного из интереснейших писателей ХХ века, который значительно повлиял на несколько поколений советских людей, отразив различные исторические вехи нашей страны и вечные человеческие ценности.

Это удивительно скромный, честный в поступках, словах и действиях Юрий Валентинович Трифонов.

Его повесть «Дом на набережной» вышла в свет в 1976 году. Это было как взрыв бомбы: экземпляры журнала очень быстро исчезали из библиотек, и весь читающий народ стал передавать их друг другу для прочтения. В те времена любовь к литературе в нашей стране была очень большой. Это был не только факт литературный, это был также факт общественной жизни, очень значимый. Не знать Трифонова было просто стыдно. Популярность его зашкаливала. В литературу он не просто пришел, а ворвался. Ворвался дипломной повестью «Студенты», опубликованной в таком уважаемом журнале как «Новый мир», где главным редактором был сам Твардовский.

В 1951 году повесть получает Сталинскую премию третьей степени. В жизни совсем еще молодого человека (25 лет) это было событие, безусловно отразившееся на всей его последующей жизни.

Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве в семье большевика, партийного и военного деятеля Валентина Андреевича Трифонова. Отец прошел ссылку и каторгу, участвовал в вооруженном восстании в Ростове, в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне. Отец был для будущего писателя настоящим образцом революционера и человека. Мать Трифонова Евгения Абрамовна Лурье была зоотехником, затем – инженером-экономистом. Впоследствии она стала детской писательницей – Евгенией Таюриной.

Юрий Трифонов родился по тем временам в элитарной семье, в его детские годы семья переехала жить в дом правительства, построенный для партийных и советских руководителей… Вот только жить вместе им пришлось не так долго. В 37-м отца арестовали, через полгода и мать, как «члена семьи изменников Родины».

Как не успел он оценить жизнь в доме правительства, так и триумф Сталинской премии не принес ничего, кроме горечи.

Известно, что в начале 1951 года Ю. Трифонов заполнял две анкеты. Одну «по букве закона» для Комитета по Сталинской премии, другую – для вступления в Союз писателей. В последней – ни слова об аресте отца. Завистники донесли. Разразился сильнейший скандал. Комсомольская организация Литературного института, где он еще состоял на учете, предложила исключить, но объявили выговор с предупреждением. Это событие потом нашло отражение в рассказе «Недолгое пребывание в камере пыток».

В Союз писателей его приняли с оговоркой: не членом, а кандидатом в члены, каковым он прибывал до 1957 года, когда «анкетное пятно» было смыто реабилитацией родителей.

Литературным крестным Юрия Валентиновича был Константин Федин, разглядевший в нем талант.

А эйфория и деньги от первой премии улетучились быстро и одновременно. Началась жизнь непростая: отчуждение Твардовского, разногласия в семье, последующая смерть жены…

В конце 50-х – начале 60-х считается, Трифонов «замолчал». Но он писал рассказы, очерки о футболе. На самом деле это были годы поиска себя, своей темы, стиля. И прежде всего писатель разбирался с самим собой, со своим мироощущением.

После раннего взлета, наконец, появился роман о социалистической стройке «Утоление жажды». Но сам себя Трифонов не утолил. Значительными его работами стали романы «Отблеск костра» (повесть об отце) и «Нетерпение».

Гениальный Трифонов взорвался в «Новом мире» – сначала рассказами, а затем, в 1969 году, повестью «Обмен», который открыл новые проблемы, избранные автором. Самая главная из них – предательство себя, своих идеалов под давлением суммы мелких жизненных обстоятельств.

Восемь прозаических произведений: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Нетерпение», «Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик» и «Время и место» обеспечили Трифонову уникальную популярность. И дело тут даже не в особенностях повествования, а в социальной принадлежности героев. В них интеллигент брежневских времен узнавал среду, в которой жил. Проза о жизни советской интеллигенции, написанная плотно, психологически достоверно, без штампов и сложных метафор.

Трифонов-писатель – всевидящий и всезнающий автор. «Основными персонажами он сделал не тех, кто, как и его отец, были раздавлены сталинскими жерновами, а благополучных своих современников, которые жили на свободе – вдали от архипелага ГУЛАГ. Жили и понимали временность такой свободы. Суть существования этого огромного государства в государстве: страх, толкающий человека на различные компромиссы, необратимо деформировал «позвоночник» и психику. У Юрия Трифонова был свой читатель, умевший читать между строк, понимавший даже многоточия. Такой читатель никогда не относил писателя к «бытовикам». Читатели понимали слова Трифонова: «Я пишу о жизни и смерти, а у меня находят один лишь быт. Пишу о любви, о долге, о человеческой порядочности, а мне опять вменяют в вину неспособность подняться над подробностями быта».

Неблагодарный труд – пересказ гениальных произведений автора своими словами. Все эти вещи следует читать.

Многие подумают, актуален ли сегодня Юрий Трифонов? В отличие от многих советских писателей, Трифонов оказался не забыт и в новом тысячелетии. Он писал о человеческих ценностях, которые всегда живы, пока жив человек.

Источники:         https://24smi.org/celebrity/42952-iurii-trifonov.html;               https://chtoby-pomnili.livejournal.com/451237.html; https://md-eksperiment.org/post/20170427-biografiya-yuriya-trifonova.

 

Читаем повесть Юрия Трифонова «Дом на набережной»