Великий велик – 220 лет велосипеду

Великий велик – 220 лет велосипеду

Очередной выпуск журнала «Родина» посвящен велосипеду – бесхитростному и любимому всеми нами средству передвижения, изобретенному 220 лет назад.

«САМО-КАТ» – 220 ЛЕТ НАЗАД КРЕПОСТНОЙ ЕФИМ АРТАМОНОВ ИЗОБРЁЛ ВЕЛОСИПЕД И ПОЕХАЛ НА НЁМ В МОСКВУ ЗА СВОБОДОЙ.

Специалисты, изучающие историю техники, до сих пор уверены: этот почти сказочный сюжет – всего лишь красивый миф. Но «Родине» кажется, что перед нами тот редкий в истории случай, когда дискуссии не нужны.

Крепостной Ефим Артамонов помогал отцу крепостному Михею Артамонову строить баржи. В 1790 году отца отправили на реку Чусовую, к Старо-Уткинской пристани. А четырнадцатилетнего Ефимку определили на Нижнетагильский демидовский железоделательный завод, где изготовляли металлические крепления для барж. Ходить пешком из Нижнего Тагила до Старо-Уткинской пристани на реке Чусовой было тяжеловато даже для бойкого Ефимки: восемьдесят пять километров в один конец – не набегаешься.

Вот, собственно, диспозиция того, что произойдет дальше. А произойдет нечто невероятное. Ефиму надоело бегать из Тагила на Чусовую и с Чусовой до Тагила. Лошадью он воспользоваться не мог: конные повозки и верховая езда – не для крепостного. И тогда он собрал на Нижнетагильском заводе металлическую конструкцию из двух колес, железной рамы и деревянной скамейки с коротким прямым рулем впереди. Теперь до Старо-Уткинской пристани можно было путешествовать на этих железных колесах, отталкиваясь от земли ногами. Раньше он передвигался тоже с помощью ног, но теперь – сидя!

Ефим Артамонов назвал свое изобретение «само-катом». Вряд ли он знал, что в русском языке любая само-деятельность означает одновременно и независимость, и свободу. В случае с само-катом Ефима Артамонова это была независимость от лошади и свобода в передвижении. По существу, само-кат вывез Ефима Артамонова из рабства в свободные люди. В прямом смысле слова.

Хозяин Нижнетагильского завода Всеволожский выписал Артамонову паспорт и повелел ехать в Москву, на коронацию императора Александра I. На коронацию Ефим отправился уже на педальном само-кате. Он преодолел расстояние из Верхотурья до Москвы и 15 сентября 1801 года прибыл как ни в чем ни бывало на Ходынку. Ефим ехал со средней скоростью двенадцать верст в час, что было быстрее, чем скорость конной повозки. Но главное, что он на двенадцать лет обогнал немца Дранса, которого в Европе считают изобретателем велосипеда, и англичанина Макмиллана, которому приписывают первенство в изобретении педалей.

На Ходынке Ефим произвел фурор. Император был в полном восторге. Он лично вручил вольную крепостному Артамонову. А еще император не поленился заплатить пятьсот рублей Нижнетагильскому заводу за освобождение изобретателя. С тех пор любая само-деятельность в России означала свободу от рабства.

Таким оказался эффект само-ката – уж точно не мифологический.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Семен Экштут, доктор философских наук:

Первым об изобретателе велосипеда Ефиме Артамонове написал в 1896 году экономист Василий Белов. До той поры в течение почти ста лет ни Россия, ни заграница не ведали о существовании легендарного самоучки. Шли годы – биография уральского Левши обрастала красочными подробностями, само его изобретение бережно хранилось в музее Нижнего Тагила. Упоминался Артамонов и в Большой советской энциклопедии. Однако в 1983 году историки вынесли беспощадный вердикт: «Ни одного исторического документа, подтверждающего факт этого изобретения, дату его изготовления и имя мастера до сих пор не найдено. Анализ металла, из которого сделан «Артамоновский велосипед», взятый на экспертизу в 1980-е годы, определил время изготовления этого экспоната – 1870-е годы».

Не хочу вступать в дискуссию. Это тот самый случай, когда она не нужна. Как точно заметил в «Левше» Лесков, «предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя». Реальные потомки легендарного изобретателя живут по этому завету и «о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».

Именно такая душа у памятников Ефиму Артамонову, поставленных в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле уже в XXI веке.

 

ВЕЛИКИЙ ВЕЛИК. ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ ВЕЛОСИПЕДУ – В ДНЕВНИКАХ НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ (1891–1954)

1891 год. Леонид Андреев, писатель

[...] ...А.А. вчера огорошил меня заявлением, что он читал часть моих писем; что ему известны все мои мысли, мечты и желания. Зинаида не забыла даже сообщить ему о том, что мать заложила дом, чтобы купить мне велосипед, и, конечно, придала этому якобы факту очень дурную окраску, хотя бы ей-то давно следовало знать меня, и знать, чем был тогда для меня велосипед. [...]

1895 год. Лев Толстой (из дневника)

За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это. Евгений Иванович отговаривал меня и огорчился, что я езжу, а мне не совестно. Напротив, чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне все равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит.

1900 год. Георгий Аммосов, студент-юрист

8/21 октября. [...] Ходил сегодня к о. Серапиону, пил чай. [...] ...он видел недавно верх неприличия и соблазна! Едет на велосипеде хилый седой старик, а за ним на велосипеде такая же древняя старуха! Главным образом возмутила чувства монаха старуха, позволившая себе подобную компрометирующую её вещь. Умора! [...]

1935 год. Иван Чистяков, охранник в Бамлаге

25 октября. Наша жизнь, что велосипед. Крутишь педали, едешь и направляешь, но не всегда куда хочется. То грязь, то яма, то острый камень. Того и гляди, проколешь шину. Кончил крутить – велосипед набок. [...

1940 год. Олег (Чинар) Черневский

17 ноября. [...] Сейчас легко можно купить велосипед по повышенной цене (850 р). И я решил так: если зимой стипендия сохранится, то съэкономив за весну рубл. 200 или подработав рубл 100-200, то весной можно вполне будет купить вело; ведь не солить же деньги; а велосипед создан для молодости. [...]

Источники:

Лепский Ю. Само-кат : 220 лет назад крепостной Ефим Артамонов изобрел велосипед и поехал на нем за свободой / Юрий Лепский // Родина. – 2021. – № 7. – С. 74-76.

Мельниченко М. Великий велик : объяснение в любви велосипеду – в дневниках наших соотечественников (1891–1954) / Миша Мельниченко, Алексей Сенюхин // Родина. – 2021. – № 7. – С. 76-82.