120 лет замечательному отечественному сказочнику, писателю, драматургу Евгению Львовичу Шварцу

21 октября – 120 лет замечательному отечественному сказочнику, писателю, драматургу Евгению Львовичу Шварцу (1896–1958).

Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Шварц, происходил из еврейской мещанской семьи, был родом из Екатеринодара, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация – хирургия. Мать знаменитого писателя, Мария Шелкова, родом из Рязани, перед замужеством была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой.

Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и зачастую принимали пациентов бесплатно. Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное – играл в любительском театре. «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная, и замкнутая…». Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца – по-настоящему одаренная самобытная актриса.

В Казани семья прожила недолго. За излишнее увлечение революционными идеями Лев Шварц вместе с женой был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, переехал с женой и сыном в Майкоп под надзор полиции. Здесь, собственно, и прошли детские годы писателя.

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были <…> разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

Евгений Шварц, по собственным воспоминаниям, очень хотел стать либо юристом, либо писателем. Но сначала связал свою жизнь с юриспруденцией, поступив в 1914 году на юридический факультет Московского народного университета.

А потом началась война, юного Шварца призвали в армию. Во время Гражданской войны он воевал в Добровольческой армии, где был тяжело контужен, после чего несколько месяцев провел в госпитале.

Демобилизовавшись, снова поступил в университет – на сей раз ростовский. В то же время он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым. В Ростове началась театральная деятельность будущего драматурга. Он играл в спектаклях «Театральной мастерской», с нею же перебрался в Петроград. Поначалу он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание – быть писателем. В Петрограде постепенно начал писать репортажи для газет, рассказы для детских журналов «Чиж» и «Ёж». Какое-то время Шварц работал секретарем у писателя Корнея Чуковского. Первая пьеса Шварца – «Ундервуд» – была поставлена в 1929 году в ленинградском ТЮЗе.

Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.

Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через пару лет по нему был снят фильм с Яниной Жеймо в главной роли, с Фаиной Раневской в роли вздорной мачехи и Эрастом Гариным в роли короля.

Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В 1948-м на советские экраны вышла картина «Первоклассница» по сценарию Евгения Шварца. Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича – гуманным и своеобразным талантом.

В Театре комедии режиссером Акимовым поставлен спектакль по новой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Продолжалось сотрудничество драматурга с кинематографистами. Для режиссера Григория Козинцева он написал сценарий по роману Сервантеса «Дон Кихот» – фильм вышел в 1957-м. Знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу снял по сценарию Шварца картину «Марья-искусница». В последние годы жизни Шварц вел дневник, который был опубликован под названием «Телефонная книжка». Писатель, по собственным словам, рассказывал в нем о людях, которых рассматривал как явление природы.

В 1963-м выходит фильм Надежды Кошеверовой «Каин XVIII», в 1966-м – «Снежная королева» режиссера Геннадия Казанского. Обе картины сделаны по сценариям Шварца, но, увы, уже тогда, когда его не было на свете.

Евгения Шварца не стало в 1958 году. А его пьесы шли в театрах, сценарии превращались в фильмы… «Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места – писал Николай Акимов. – А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» – важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова. В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова.

Еще при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Им написаны с детства всеми любимые «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо»... Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».

Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

Источники:         http://jcc.ru/article/evgenij-shvarc--biografiya-i-interesnye-fakty/; http://vokrugknig.blogspot.com/2016/10/blog-post_21.html.