Читаем сами и рекомендуем вам

«Жизнь – долгая, а проходит так быстро...»

Сегодня день рождения Юрия Левитанского (1922–1996), русского поэта и переводчика, мастера лирического и пародийного жанров. Мы не всегда помним фамилию автора, но вспоминаем строчки его стихов: «Что происходит на свете? – А просто зима. – Просто зима, полагаете вы? – Полагаю…», «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя…», «Нету времени друг друга пожалеть, от несчастья от чужого ошалеть. Даже выслушать друг друга – на бегу – нету времени – приедешь? – не могу…», «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!» и другие.

Поэзия Юрия Левитанского близка и понятна самым разным людям, и не случайно многие его стихотворения положены на музыку. Самые известные можно услышать в кинофильме «Москва слезам не верит». Песни на его стихи писали Я. Френкель, В. Берковский, С. Никитин и другие композиторы. Хотя и сам он тоже писал песни на свои стихи («Кепочка»).

Юрий Давидович Левитанский родился 22 января 1922 года в городе Козельце Черниговской области. Семья жила бедно, нуждались порой в самом необходимом, особенно после того, как однажды их начисто обокрали, вынеся из дома почти все, что там находилось. Родители мальчика часто переезжали в поисках лучшей судьбы. Когда мальчику исполнилось три года, они переехали в Киев. Через некоторое время отец Юрия устроился на работу на одной из донбасских шахт, и они переехали в небольшой шахтерский поселок на руднике – несколько домов в степи. Спустя некоторое время Левитанские перебрались в столицу шахтерского края город Донецк.

Стихи начал писать ещё в школьные годы, Юрий мечтал быть астрономом, однако душа тянулась и к поэзии. Окончив школу в 1938 году, Юрий уехал в Москву и поступил в ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории – весьма престижное учебное заведение, «красный лицей», призванный, по замыслу властей, готовить кадры советской гуманитарной элиты. Одновременно с ним на разных курсах учились Давид Самойлов, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Лев Озеров и Сергей Наровчатов.

В день начала войны 22 июня 1941 года он вместе с другими студентами записался в армию добровольцем, и после того, как в конце июня сдал последний экзамен, со второго курса 19-летний поэт Юрий Левитанский добровольцем ушёл на фронт. Воинская часть, к которой он был приписан, вошла в Москву в октябре 1941-го и заняла оборону на рубеже Белорусского вокзала. Позже, уже в ноябре, их забросили в район Волоколамска. В декабре Левитанский участвовал в наступлении советских войск под Москвой. Через несколько месяцев, наскоро обученный, он вмерзал в снег под Волоколамском вторым номером пулемётного расчёта рядом со своим другом и сокурсником, поэтом Семёном Гудзенко. В тех страшных боях с немцами на подступах к столице они оба выжили чудом. А дальше – Синявинские болота на Северо-Западном фронте.

Он становится офицером, затем фронтовым корреспондентом, начав печататься в 1943 во фронтовых газетах. Во время войны служил на Северо-Западном, Степном и 2-м Украинском фронтах, участвовал в битве на Орловско-Курской дуге, взятии Харькова, форсировании Днепра, а потом – Днестра и Прута.

Великую Отечественную войну Юрий Левитанский закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта, став командиром подразделения. За время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Юрий Давидович никогда не считал себя поэтом-фронтовиком – вообще категорически не терпел «рамок», «групп», «течений». И о войне не хотел вспоминать, и написал о ней крайне мало. Но как!

…Ну что с того, что я там был,

в том грозном быть или не быть.

Я всё почти забыл.

Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне –

война участвует во мне.

В 1948 году вышла его первая книга «Солдатская дорога». Это книга-дневник о первых военных днях, зимой 1942 года на Калининском фронте. В 1955 году Юрий Левитанский поступает учиться на двухгодичные Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1963 году публикует сборник стихов «Земное небо», замеченный поэтом А. Яшиным. Кроме стихов поэт занимался переводами и пародиями.

Подлинное литературное признание принесла Юрию Левитанскому поэтическая книга «Кинематограф» (1970), которая и определила его судьбу как выдающегося российского поэта последней трети XX века.

Его стихи – это размышление, это строки, пропущенные через сердце, тонкие, лиричные и очень личные. Стихи про одиночество, про место в этом мире. Все стихи – это «мои мгновенья, мои годы, мои сны». Левитанский говорил, что биография его в точности отражена в стихах, все написанное им случалось на самом деле, даже «Сны» из книги «Кинематограф» действительно ему снились. Его стихи негромкие, как и он сам. И в этом – особое очарование.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя...

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Особняком в творчестве Ю. Левитанского стоит книга оригинальных пародий на стихи современных ему поэтов – «Сюжет с вариантами» (1978). Виртуозность этих пародий такова, что Левитанский стал сразу считаться корифеем жанра.

У Юрия Левитанского много стихов о времени, о вечной суете, убыстряющейся спешке нашей жизни. Его стихи стремятся расшевелить и пробудить, и напомнить, что жизнь – всего мгновенье. И надо быть чуть участливее, чуть добрее, чуть сострадательнее, чуть нежнее друг к другу.

Источники: https://24smi.org/celebrity/29645-iurii-levitanskii.html; https://levitansky.ru/biografiya/.

 

Предлагаем нашим читателям книги Ю. Д. Левитанского:

  • Сон об уходящем поезде. – Москва, 2000. – (Поэтическая Россия).
  • Сюжет с вариантами: книга пародий в 2-х частях. – Москва, 1978.