К 230-летию со дня рождения русского поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878)

Поэт родился 23 июля 1792 года в Москве, в состоятельной семье князя Андрея Ивановича Вяземского. Мать, ирландка Дженни Квин (впоследствии Евгения Ивановна), встретилась с отцом поэта, когда тот путешествовал по Европе. Родственники отговаривали князя от свадьбы с иностранкой, да к тому же разведенной, но влюбленный был непреклонен и венчание состоялось. По случаю рождения Петра его отец купил за 26 тысяч рублей подмосковное село Остафьево, где в 1800-1807 годы был выстроен двухэтажный усадебный дом – ныне музей «Русский Парнас». Имение Вяземских стало одним из центров культурной жизни России начала XIX века. Уже в юности Петр Вяземский стал единственным наследником огромного состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Благодаря единокровной сестре Екатерине Колывановой, которая в 1804 году стала второй женой Николая Карамзина, он с ранних лет вошел в среду московских литераторов карамзинского круга. После смерти отца Карамзин был назначен опекуном юного князя, который в одном из своих стихотворений назвал его «вторым отцом».

Петр Вяземский получил прекрасное домашнее образование. Учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при Педагогическом институте. Его первое известное произведение – франкоязычная трагедия «Эльмира и Фанор» 1802 года. Первое опубликованное стихотворение (под криптонимом К. П. В..ий) – «Послание к ... в деревню» («Вестник Европы», 1808). Регулярно публиковаться начал с 1809 года, впервые опубликовался под своим именем в 1814 году, широкую известность в России как поэт приобрел в 1818-1819 годы.

Во время Отечественной войны 1812 года вступил в казачий полк, созданный М. Дмитриевым-Мамоновым. Князь Вяземский был храбрым офицером. Во время Бородинской битвы он под ожесточенным артиллерийским огнем неприятеля на своем плаще вынес из боя генерал-майора Алексея Николаевича Бахметева, которому ядром оторвало правую ногу ниже колена. В этот день адъютант генерала Милорадовича поручик князь Вяземский неоднократно рисковал жизнью, но на склоне лет о своем личном участии в кровопролитном сражении вспоминал с известной долей иронии:

«Я так был неопытен в деле военном и такой мирный Московский барич, что свист первой пули, пролетевшей надо мной, принял я за свист хлыстика. Обернулся назад и, видя, что никто за мной не едет, догадался я об истинном значении этого свиста.

Вскоре потом ядро упало к ногам лошади Милорадовича. Он сказал: «Бог мой! Видите, неприятель отдает нам честь». Но, для сохранения исторической истины, должен я признаться, что это было сказано на французском языке, на котором говорил он охотно, хотя часто весьма забавно-неправильно».

Вспоминая о Бородинской битве, князь ни слова не сказал о полученной боевой офицерской награде – ордене Св. Владимира 4-й степени с бантом, которым его наградил фельдмаршал князь Кутузов по представлению Милорадовича, но посчитал нужным отметить одну выразительную деталь. Под Вяземским во время сражения были убиты две лошади, и князь счел долгом уточнить: лошади были даны ему сослуживцами. «...Павшие подо мной лошади не мне принадлежали. Стало быть, в эти достопамятные дни самоотвержения, частных и общих жертв, я ни собою, ни крепостной собственностью моею не пожертвовал».

В этом отчетливо проявился характер Петра Андреевича, чрезвычайно щепетильного, когда речь шла о чужой собственности или казенных деньгах, и в высшей степени безалаберно относившегося к своему состоянию.

Вяземский был не только храбрым офицером, но и чрезвычайно азартным игроком. «...У нас краеугольный камень, связь и ключ общества – карты. Они за зеленым сукном уравнивают звания, возрасты, полы, глупость и ум, образованность и невежество, честность и корыстолюбие. Одно условие, одно отличие – курс игры, кто почем и кто во что играет: поэтому сходятся и не расстаются. ... Тут не увидите вы поэзии страсти, имеющей всегда, и в безобразии своем, драматическую сторону: нет, тут одна холодная, машинальная страсть, проза страсти во всей плоскости своей».

О том, сколь беспорядочно и быстро князь Петр Андреевич, увлеченный «прозой страсти», промотал в карты свое наследственное богатство, сам он чистосердечно поведал в письме, 21 октября 1823 года отправленном из Остафьево другу и многолетнему корреспонденту Александру Ивановичу Тургеневу:

«Когда я расстраивал свое состояние, я еще не думал о том, что у нас таковое расстройство сопряжено с цепью многих нравственных и политических начал. Мне нужно было в то время кипятить свою кровь на каком огне бы то ни было, и я прокипятил на картах около полумиллиона...».

Стремясь свести концы с концами и хоть как-то поправить расстроенное карточным проигрышем состояние, князь Вяземский продал в казну несколько подмосковных деревень. Однако возвращаться на государственную службу пребывавший в отставке с 1821 года князь не торопился. Он прекрасно осознавал всю сложность своего материального положения: «лета, семейные обстоятельства, ограниченность моего состояния препятствуют мне в свободном избрании службы».

Ситуация изменилась лишь весной 1830 года, когда Вяземский, имевший прочную репутацию либерала и оппозиционера, после девяти лет отставки решил положить конец своему затянувшемуся конфликту с властью и определился чиновником особых поручений в Министерство финансов.

Как и общественная деятельность, поэтическое творчество литератора было многогранным. Ранние произведения Вяземского перекликались со стилем почитаемых им Карамзина и Жуковского, но позже поэт обрел индивидуальность. По мнению многих исследователей, первым простой человеческий язык в поэзию привнес именно он, а не Пушкин. О том, как эволюционировал слог Петра Андреевича, можно понять в сравнении ранних и поздних произведений, когда тяжелые рифмы и длинные строки сменились легкими афористичными фразами. Подобно своему другу Пушкину, Вяземский любил посвящать свои стихи осени. Вообще, Петр Андреевич всегда с восхищением отзывался о творчестве товарища. Он посвятил ему перевод романа «Адольф» и помогал с изданием «Бахчисарайского фонтана».

Многие произведения поэта легли в основу народных песен. В зрелом возрасте литератор испытывал тягу к религиозности, о чем свидетельствуют некоторые его духовные стихотворения (например, «Молитва»). Режиссер Эльдар Рязанов совместно с композитором Андреем Петровым дали новую жизнь балладам Вяземского, включив их в картину «О бедном гусаре замолвите слово».

Князь часто творил в жанре поэтической сатиры, сочиняя политические эпиграммы и шутливые стихи для друзей. Петр Андреевич оставил в наследие потомкам не только свою великую поэзию, но и бесценные сборники анекдотов и острот своего авторства.

Петр Вяземский умер в возрасте 86 лет в Баден-Бадене. Как определили доктора, причиной стало истощение от старости. Его тело перевезли на родину, и захоронили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.

Княгиня Вера Федоровна Вяземская пережила супруга и скончалась в возрасте 96 лет.

Вскоре после смерти литератора было издано полное собрание его сочинений. Некоторые из аспектов творчества Вяземского остаются не до конца изученными по сей день, а многое из его стихов, статей и переписки никогда не публиковалось.

Источники: https://biographe.ru/znamenitosti/petr-vyazemskiy; http://vyazemskiy.lit-info.ru/; https://rg.ru/2022/06/28/on-vzial-by-pushkina-v-razvedku.html.

 

Узнать больше о Петре Вяземском вы можете из книг Вадима Перельмутера «Звезда разрозненной плеяды!..», которая имеется в фонде центральной библиотеки им. А.Н. Островского и Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», которая имеется в фонде городского филиала. Поэтические произведения поэта можно найти во всех библиотеках города.