Читаем сами и рекомендуем вам

Сегодня классику отечественной литературы и защитнику русской деревни исполнилось бы 88 лет

Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сел, считал города непригодными для полноценной жизни. «Не любить крестьянство – значит не любить самого себя, не понимать или унижать его –значит рубить сук, на котором сидим. Что, впрочем, мы нередко делали в прошлом, делаем не без успеха и теперь...» - писал Василий Белов.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в крестьянской семье в деревне Тимониха Вологодской области.

Отца Ивана Белова убили на фронте в 1943 году, и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей.

Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. Те времена навсегда остались в памяти писателя, как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила». Жизнь своей семьи Василий Белов позже опишет в воспоминаниях «Невозвратные годы».

В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа были опубликованы первые стихи начинающего писателя – «На страже Родины». 1956 году вернулся на малую родину, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А. Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М. Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. В 1961 году вышла книга стихов «Деревенька моя лесная». В его первых стихах уже чувствуется не просто поэт и будущий писатель, а мастер, художник деревенской жизни:

 

Вот заря за соседней крышей

Подожгла полнеба собою,

Краснощекая! – так и пышет

Над вечерней моей землею.

 

За деревней шелест ольховый,

Там мальчишки дымят кострами

И туманы белой подковой

Расплываются меж кустами.

 

Однако поэта из него не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.

Расцвет популярности Василия Белова пришелся на 60-е годы, когда вышло его произведение «Привычное дело». Оно сразу стало культовым, причем именно для столичной интеллигенции. Критики и простые читатели были в восторге: первые хвалили язык и сюжет, вторые видели в персонаже Иване Африкановиче себя.

«Многие молодые люди под влиянием этого произведения покупали дома в деревне, уезжали туда учительствовать по окончании МГУ. То есть эта вещь изменила сознание многих городских людей в 60-е годы, внушив им любовь к уже уходящей русской деревне», - писал П. Басинский.

Повесть «Привычное дело» имеет подзаголовок «Из прошлого одной семьи». Простые человеческие отношения: семья, семь детей, соседи: без страстей и интриг. Привычный сельский труд. Происходят события: смешные и трагические. В общем, привычное дело. Белову хватило и нескольких сотен страниц, чтобы создать интересные характеры, выстроить непростой и напряженный сюжет, рассказать нам историю нескольких поколений одной семьи. Эта повесть не столько об Иване Африкановиче, его личности и судьбе, сколько о всеобщем «раскрестьянивании» России.

В 1971 году по мотивам повести «Привычное дело» режиссеры Михаил Ершов, Виктор Соколов и Олег Дашкевич сняли мелодраму «Африканыч». Также успешными оказались и другие экранизации произведений Василия Белова: «Плотницкие рассказы» (1973), «Целуются зори» (1977), «Красный обоз» (1989), «По 206-й» (1990), «Все впереди» (1990).

Коллективизации и трагической судьбе крестьянства в 20 веке посвящена трилогия писателя «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестой». «История деревни смахивает на дурной сон. Трагична, безжалостна судьба буквально каждого жилого двора, каждой семьи: из этого правила исключений нет». Таков неутешительный вывод писателя.

С 1964 года Белов постоянно живёт в Вологде, но не прерывает связь с «малой родиной» - Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества.

По мнению литературоведов, безусловным шедевром, достойным включения во все хрестоматии русской литературы, является цикл «Плотницкие рассказы».

Конфликт города и деревни со временем приобретает в творчестве Василия Белова глобальный характер. А вот самую поэтичную вещь Белова, «Лад. Очерки о народной эстетике», можно читать не только для наслаждения, но и для пополнения своих знаний о быте и обычаях наших предков. Язык Белова точный, краткий и красочный, из-за чего в голове выстраивается много образов, которые ведут к пониманию русской души. «Лад» Василия Белова – это серия очерков о жизни русской, точнее – северной, деревни. Писать о народе и его традициях несложно. Сложно писать так, чтобы захватывало дух, так как умел писать Василий Белов!

Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, родилась в учительской семье. И сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. На полвека она стала музой и главной сподвижницей талантливого мужа. Белов слыл человеком со сложным характером, нелегко было терпеть его взрывной нрав. Для родных до сих пор загадка, как под одной крышей уживались две противоположности, уверены, что без большой любви явно не получилось бы совместной жизни.

Василий Иванович стал отцом поздно, только в 40 лет. Дочь Анна – искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не спешил заниматься воспитанием, все время отдавал работе – пропадал в командировках, в том числе часто входил в состав российских делегаций, ездивших за границу. Лишь когда наследница достигла подросткового возраста, взялся за воспитание.

По воспоминаниям Анны, отношения складывались сложные, не обошла стороной проблема отцов и детей, ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что всему виной большая разница в возрасте, ведь папа годился Ане в дедушки. Только со временем стали друзьями.

Василий Иванович – человек увлекающийся, искусство любил в любом проявлении. Коллекционировал картины и собирал антиквариат. В бога не верил, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.

Писатель умер после продолжительной болезни в 2012 году.

Признанием заслуг Белова стало присуждение ему Государственной премии СССР 1981 года, а также Государственной премии России в области литературы и искусства 2003 года. Ему были также присуждены литературная премия Союза писателей России имени Льва Толстого (1992), Всероссийская литературная премия имени Аксакова (1996) и литературная премия «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (2006). В 2008 году Белов был награжден орденом Почета «за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность».

Источники: https://24smi.org/celebrity/53039-vasilii-belov.html; https://azbyka.ru/fiction/1/belov-vasilij-ivanovich/

Читать онлайн «Плотницкие рассказы» Василия Белова: https://www.litmir.me/br/?b=149177&p=1