" Это последняя песня моя…" Поэты, погибшие на войне.
В поэзии периода Великой Отечественной войны есть немало трагических страниц. В канун 9 мая, хотелось бы вспомнить поэтов, навеки оставшихся на полях бранной битвы. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы.
Их строки, пробитые пулями, остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности...
8 февраля 1942 года на заснеженных полях Смоленщины пал поэт Николай Петрович Майоров.
Может быть, самый яркий из плеяды не вернувшихся с войны поэтов. Ведь именно он сказал о своих сверстниках трагично и точно:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы…
Николай Майоров, биография которого неотделима от истории страны, родился в семье рабочего в мае 1919-го. Его родина – небольшая деревня Дуровка Симбирской губернии. Там семья оказалась проездом по пути во Владимирскую губернию, родину отца. Но уже в возрасте десяти лет вместе с родителями и старшими братьями он переехал в Иваново.
Ещё в десятилетке начал писать стихи, которые читал на школьных вечерах, публиковал в стенной газете. Окончив школу, Николай переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ. А с 1939 года он стал посещать поэтический семинар в Литературном институте им.Горького. Писал много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской многотиражке.
Мир только в детстве первозданен,
Когда себя не видя в нём,
Мы бредим морем, поездами,
Раскрытым настежь в сад окном…
Пусть неуютно в нём, неладно,
Нам снова хочется домой,
В тот мир простой, как лист тетрадный,
Где я прошёл, большой, нескладный
И удивительно прямой.
Удивительно прямой, сильный и цельный поэт вышел бы из этого талантливого молодого стихотворца! Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство – это сто страниц, три тысячи машинописных строк. Но всё это – подлинное, нетленное. Он очень рано осознал себя певцом своего поколения – глашатаем судьбы той предвоенной юности, которая приходила к зрелости в конце 30-х годов – совестливого, работящего патриотичного. Сколько лучших его представителей полегло на полях сражений, но и малая часть вернувшихся выдвинула из своих солдатских рядов замечательных писателей.
И вот случилось страшное для нашего Отечества, что оборвало и покалечило миллионы судеб, разрушило миллионы семей и сломало, уничтожило, покорёжило всю нашу жизнь. Летом 1941 года Николай Майоров с другими московскими студентами рыл противотанковые рвы под Ельней, просился добровольцем на фронт. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена, а 8 февраля 1942 года разведчик Николай Майоров был убит в бою под Смоленском. Ему было всего лишь 22 года.
Будто предчувствуя свою гибель, Майоров написал строки-завещание:
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждём приказа нового. И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Источники:
Коган, А. Г. Стихи и судьбы: фронтовая тема в советской поэзии / А.Г. Коган. - Москва : Художественная литература, 1977. - 270 с.