Печальный смех Владимира Войновича

26 сентября – 90 лет со дня рождения Владимира Войновича, русского прозаика, сценариста, драматурга и поэта, автора легендарного «Чонкина» и обладателя Государственной премии РФ за роман «Монументальная пропаганда».

В его жизни плотно переплетались драма и комедия, острая сатира и старомодная сентиментальность. Казалось, всё в его судьбе складывалось не так: он был простым рабочим, и даже родители не предполагали, что из сына может получиться что-то путное. Владимир Войнович был сторонником одного брака на всю жизнь, а у самого было три жены, он любил свою страну, но вынужден был уехать в эмиграцию.

Подробнее читайте: https://biographe.ru/uchenie/vladimir-vojnovich/?ysclid=l8cpw1ej6228875758

К творчеству Войнович обратился, еще когда служил в армии, там молодой человек пишет первые стихи для армейской газеты.

В 1960 году он устроился младшим редактором в отделе сатиры и юмора на Всесоюзном радио. Написанная вскоре на его стихи композитором Оскаром Фельцманом песня «Четырнадцать минут до старта» стала любимой песней советских космонавтов, фактически их гимном.

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперёд от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы…

После того, как песню процитировал встречавший космонавтов Хрущёв, она получила всесоюзную известность и Владимир Войнович «проснулся знаменитым». Войновича приняли в Союз писателей СССР. В дальнейшем он написал тексты более чем к 40 песням.

Публикация повести «Мы здесь живём» в «Новом мире» (1961) также способствовала укреплению славы писателя.

Самый известный роман писателя «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963 по 1975 гг., несколько лет ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 году во Франкфурте-на-Майне, а вся книга – в 1975 году в Париже. В 1979 году вышла вторая книга про Ивана Чонкина – «Претендент на престол».

Смешной и нелепый солдат Иван Чонкин очень напоминает любимых народных героев: бравого солдата Швейка, Василия Тёркина, Ивана Бровкина…

У этого романа есть подзаголовок: роман-анекдот, как нельзя лучше определяющий его суть. Сатирически отображая трудный период нашей истории, автор отдаёт должное своим героям, тем кого принято называть «простыми людьми», но которые в час испытаний оказываются фигурами более значительными, чем «вожди народа» и их полководцы.

Основное место в творчестве писателя с этого времени занимает сатира. Произведения Войновича уже не могли увидеть свет на родине, критика в его адрес принимала угрожающий характер, стали раздаваться недвусмысленные угрозы, в т.ч. физической расправы. О том, как его буквально выталкивали с родной земли, бесконечно подвергая унижениям, Войнович рассказал в книге «Дело №34840» (1994). Всё это вынудило Войновича 12 декабря 1980 года покинуть страну. Вскоре он был лишен советского гражданства, которое было восстановлено 10 лет спустя.

Войновича отличало особое чувство юмора, с которым он описывал окружающий мир, и стремление отстаивать свои взгляды.

Сюжеты своих сатирических произведений Войнович не выдумывает – они в изобилии порождаются самой действительностью. Так появилась «Иванькиада» (1976), в центре которой – тяжба за освободившуюся в писательском кооперативном доме квартиру, которую хочет прибрать к рукам некий Иванько, причисляющий себя к членам творческого союза, но подвизающийся не в литературе, а на ниве КГБ. Так появилась «Шапка» – повесть о том, какие муки может испытывать советский писатель оттого, что в ателье писательского союза ему должны пошить шапку, но лишь из меха кошки, что свидетельствует о его – в глазах руководства – третьеразрядности.

Самое значительное из созданного Войновичем после отъезда из России – сатирический роман-антиутопия «Москва 2042» (1987). Главный герой, от лица которого ведётся повествование, попадает в совершенно абсурдный, но легко узнаваемый мир советской действительности.

Сквозь феерическое нагромождение разнообразных несуразностей повсеместно просматриваются всем знакомые реалии. Но в романе Войновича они доведены до своего логического предела. Многие читатели считают роман пророческим и с каждым днём находят всё большее сходство изображённого в нём абсурдного мира с реальным. Особенно по мере того, как постепенно сокращается расстояние до года, обозначенного автором в заглавии книги – «Москва 2042».

«Талантливый человек талантлив во всём» – эти слова можно смело отнести к Войновичу. С середины 90-х годов литератор увлёкся живописью, создавал картины в жанре наивного искусства. Его персональные выставки с успехом проходили в Москве и Санкт-Петербурге.

Последние годы автор радовал поклонников своего таланта новыми сатирическими произведениями. После возвращения в Россию написано и издано несколько книг «Замысел», «Автопортрет», «Малиновый пеликан», вышла последняя часть трилогии про Ивана Чонкина – «Перемещенное лицо».

Повести и романы писателя переведены на более чем 30 иностранных языков. По произведениям Владимира Войновича сняты фильмы и поставлены спектакли.

«Когда умру я в нужный срок,

Жалеть меня не смейте.

Я, может, сделал всё, что мог,

За много лет до смерти».

 

Книги Владимира Войновича спрашивайте в отделе взрослого абонемента центральной библиотеки им. А.Н. Островского.