Великий романтик: к 220-летию со дня рождения французского прозаика, поэта и драматурга Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго. Как поэт, он был популярен в своей стране, как писатель имел славу мировую, в театрах ему аплодировали как великому драматургу, а в историю изобразительного искусства он вошел как великолепный иллюстратор-график. В политике его знали как публициста, миротворца и непримиримого борца с несправедливостью.

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Безансоне, в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

С 1814 по 1818 год мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихотворений, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград. В 15 лет он получил свой первый почетный отзыв Тулузской Академии, в конкурсах которой регулярно участвовал.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сборник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

В начале 1820-х годов в сердце писателя поселилась любовь – он до беспамятства влюбился в Адель Фуше. Однако мать Виктора была против их связи, и на некоторое время юноше пришлось забыть о девушке. В 1823 году Виктор лишился матери, а немного позднее вновь возобновил общение с отцом. Отец был не против избранницы сына. В браке с Адель у Гюго родилось пятеро детей. Чета Гюго отличалась дружелюбием и гостеприимством – в их доме часто проводились литературные вечера и чаепития, а неизменными гостями были, конечно же, коллеги мужа. Среди них был и Шарль Огюстен де Сент-Бёв, который в один прекрасный момент просто не смог скрывать свои чувства к супруге Гюго, и она ответила ему взаимностью. А в жизни писателя появилась актриса Жюльетт Друэ. Это стало поводом к угасанию любви супругов, но постепенно они становятся хорошими друзьями.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз».

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались известные деятели искусства: Ламартин, Мериме, Делакруа. Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». Находясь в изгнании, он тогда поселился на Нормандских островах. Это был первый исторический роман на французском языке. Опубликован он был в марте 1831 года. В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику. Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.

Роман Гюго многократно экранизировался, впервые это произошло в 1905 году. Также на основе романа были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из которых – мюзикл «Нотр-Дам де Пари», поставленный в 1998 году во Франции.

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи. В 1845 году Гюго получил звание пэра. После Февральской революции в 1848 году избранный в члены учредительного собрания, Гюго основал антирадикальную газету «Evénement», где высказывался против национальных мастерских и других, по его мнению, крайностей, но в то же время защищал свободу печати, отмену смертной казни и исключительных законов. Избранный в 1849 году в законодательное собрание, Гюго из умеренного либерала скоро сделался крайним республиканцем, стоял за всеобщую подачу голосов и против пересмотра конституции.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» - тонкую сатиру в стихах, в которой шла речь о Наполеоне III, его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

Вернуться в Париж Виктора Гюго подвиг крах режима Наполеона III в 1870 году. Новые веяния в прозе совершенно не впечатляли автора, и он снова приступил к работе над историческим романом. В этот раз это был «Девяносто третий год». Очень интересным вышел сборник «Искусство быть дедом». Довольно необычный опыт романиста пришелся по душе всем, в том числе и его внукам, которым он и был посвящен.

Виктор сохранил близкие отношения с Жюльет до самой старости. Ее не стало в 1883 году, причиной смерти стал рак. Он даже и подумать не мог какими тяжким бременем ляжет на его душу смерть дорогой ему женщины, прошедшей с ним рядом жизненный путь длиною в 50 лет. Так и не сумев до конца смириться, он ушел из жизни двумя годами позднее – 22 мая 1885 года. Виктор Гюго был героем Франции еще при жизни, поэтому его удостоили государственных похорон, его останки погребены в Пантеоне – рядом с Вольтером и Руссо. А катафалк с гробом провожала двухмиллионная процессия.

 

Мало кто знает, что Виктор Гюго был еще и художник, он начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя (они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности».

Источники:         https://obrazovaka.ru/alpha/h/gyugo-viktor-hugo-victor; https://kulturologia.ru/blogs/250918/40603/.