Мастер огня и маневра

К 105-летию со дня рождения Ивана Ивановича Клещёва, Героя Советского Союза, участника боев за Ржев.

Иван Иванович Клещёв появился на свет 26 января 1918 года в селе Курячовка Марковского района Ворошиловградской области, в шахтёрской семье, окончил шесть классов школы, после чего отправился в Луганск, где поступил в местный педагогический техникум. Стать учителем Клещёву, однако, было не суждено, после первого курса учёбу он оставил и начал работать – сначала слесарем на паровозостроительном заводе, потом арматурщиком на строительстве нового завода. Этим он продолжил заниматься и в Ростове, куда перебрался в 1935 году. Параллельно Иван обучался в местном аэроклубе, который окончил в 1936 году.

В 1937 году Клещёв был призван в армию и направлен в Борисоглебскую военную авиашколу. Окончив её, он получил назначение в 31-й истребительный авиаполк, служил в Белоруссии, потом в Забайкалье. Именно перевод на Дальний Восток «помог» молодому лётчику получить боевое крещение – произошло это в 1939 году, во время боёв на реке Халхин-Гол. В составе 59-го истребительного авиационного полка Иван Клещёв занимал должность командира звена и совершил 70 боевых вылетов. Свою первую личную воздушную победу Клещёв одержал 12 августа 1939 года, протаранив вражеский истребитель. С высоты тысячи метров лётчика выбросило из самолета, спас раскрывшийся от удара парашют. С несколькими переломами Клещёва доставили в госпиталь. А наградой за победу в воздухе стал орден Красного Знамени.

Великую Отечественную капитан Клещёв встретил в составе 199-го истребительного авиаполка в должности замкомандира эскадрильи. В задачу полка входило прикрытие воздушного пространства над Ленинградом, а также над Ярославлем и Рыбинском. Но уже в октябре 1941-го Клещёва перевели в 521-й истребительный авиационный полк Калининского фронта, где он принял под командование эскадрилью.

К середине декабря 1941 года эскадрилья капитана Клещёва уничтожила восемь вражеских самолётов, причем три из них «приземлил» лично Клещёв. Произошло это 14 декабря, во время атаки на немецкий аэродром. В тот же день группа истребителей, ведомая Клещёвым, столкнулась с семью «Me-109»: два «Мессера» были уничтожены, но самолет Ивана Клещёва получил серьёзные повреждения. С большим трудом лётчику все же удалось дотянуть до своего аэродрома. А 18 декабря был подписан приказ о награждении Ивана Ивановича Клещёва вторым орденом Красного Знамени.

Иван Клещёв участвовал в обороне Москвы, в последующем контрнаступлении, в наступательной операции под Ржевом. В начале 1942 года ему было присвоено звание майора.

Из наградного листа: «10 февраля, являясь командиром группы в количестве 4-х самолётов, вступил в бой с 9 самолетами Ме-109 и 18 самолётами Ю-87, в результате было уничтожено 4 самолёта Ю-87 и 1 самолёт Ме-109, не потеряв ни одного своего самолёта…».

«Отличный разведчик, всегда готовый идти на самопожертвование, имеющий стремление как можно больше уничтожить самолётов противника» – так характеризовало майора Клещёва командование. В мае 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1942 года Иван Иванович Клещёв принял под командование 434-й истребительный авиаполк. Состав полка формировался, главным образом, из лётчиков с реальным боевым опытом, имевших на счёту по несколько воздушных побед. С сентября 1942-го полк сражался под Сталинградом. А первую победу на боевой счёт полка записал его командир – Иван Клещёв, сбивший немецкий истребитель 14 сентября. Через пять дней после этого, в очередном воздушном бою, самолет Клещёва был подбит. Во время прыжка с парашютом из горящего самолета у него оторвалась Золотая Звезда Героя. Сильно обгоревшего его отправили в госпиталь в Москву. После выздоровления И. Клещеву в Кремле была вручена новая Золотая Звезда взамен утерянной – это единственный случай в истории этой награды.

В ноябре 1942 года Иван Клещёв был назначен сначала на должность лётчика-инспектора в отдел истребительной авиации Инспекции ВВС Красной Армии, а уже 22 ноября получил новое назначение, став заместителем командира 269-й истребительной авиадивизии, находившейся в Резерве Верховного Главнокомандования.

Жизнь Ивана Ивановича оборвалась внезапно. Герой Советского Союза, майор Клещёв погиб в авиакатастрофе при перелёте из Саратова в Москву. Сильнейший снегопад вынудил лётчика совершить вынужденную посадку на аэродроме Рассказово Тамбовской области. В условиях, фактически, нулевой видимости, точно выйти на посадочную полосу не удалось. По злой иронии судьбы эта трагедия произошла 31 декабря 1942 года…

 

Источник:

Воробьев В. М. Мастер огня и манёвра // Герои Советского Союза на Тверской земле : биогр. очерки. Т. 4 / В. М. Воробьев. – Тверь, 2015. – С. 290–294.