Читаем сами и рекомендуем вам

«Стою на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда.
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся,
Где ж вы, мои весенние года...»

Многие из нас помнят и любят эту душевную песню, в исполнении Валентины Толкуновой, но немногие знают, кому принадлежат эти проникновенные строки. А написал их замечательный поэт, прозаик, художник Михаил Анчаров.

Он же является и сценаристом первого советского 17-серийного телесериала «День за днём», где впервые прозвучала песня «Стою на полустаночке» в исполнении актрисы Нины Сазоновой, а позже песню стала исполнять Валентина Толкунова. Прозвучавшая с экрана под гитарное сопровождение песня, стала украшением сериала, и очень полюбилась зрителям. В телесериале прозвучали и другие песни на стихи Михаила Анчарова в исполнении Валентины Толкуновой, а музыку к ним написал композитор Илья Катаев, автор многих популярных песен.

Странно иногда складываются судьбы талантливейших людей. Михаил Анчаров принадлежал к плеяде талантливых «шестидесятников», но его имя, в отличие от имен Окуджавы или Визбора, осталось в тени его произведений. 

Михаил Анчаров был первым бардом СССР. Галич, Окуджава, Высоцкий - все были потом. Галич написал первые песни под влиянием песен Анчарова. Владимир Высоцкий считал его своим учителем

Михаил Анчаров писал фантастику, которой зачитывались подростки предперестроечной эпохи. Он автор многочисленных повестей и романа «Самшитовый лес», самой пронзительной книги, афоризмы которой сразу откладываются в памяти. Анчаров писал картины в особой манере, которую изучали в свое время в художественном училище имени Сурикова. Его творческую судьбу просто невозможно вместить в одно определение.

Михаил Леонидович Анчаров принадлежал к поколению, юность которого совпала с годами войны. Он родился в Москве 28 марта 1923 года. Параллельно с общеобразовательной учился некоторое время в музыкальной школе, потом – в детской изостудии. Читал много, особенно поэзию, а учился, как вспоминали его одноклассники, плоховато - математику, физику не воспринимал совсем, а сочинения по литературе писал на один лист, не больше. Свою первую песню «Не шуми, океан, не пугай...», аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, он написал в тринадцать лет – в 1937 году. Песня была на стихи А. Грина, автора «Алых парусов».

В трагическом 41-ом, когда фашисты рвались к Москве, Михаил Анчаров оставил архитектурный институт, куда поступил после школы и попросился добровольцем на фронт, но получил от военкомата направление в Военный институт иностранных языков Красной Армии. Михаил учился на восточном факультете, изучал китайский и японский языки и служил в ГРУ – Главном Разведывательном Управлении. Он уже тогда писал песни - на стихи В. Инбер, Б. Корнилова и других современных поэтов. Почти всю войну он не расставался с семиструнной гитарой. Пел и сочинял песни, когда это было возможно. Они были глубоко личные, но переходили, что называется, из уст в уста. И Анчаров очень удивился, когда узнал, что его песни – так же под гитару - поют солдаты на разных фронтах.

После войны Михаил еще два года служил кадровым офицером разведки. А потом вдруг страстно увлекся рисованием. По его словам, после Победы он уже просто не мог оторваться от мольберта и мечтал стать художником. Но как? Он ведь кадровый офицер! К тому же разведчик. Кто его отпустит из армии? Нужны веские основания. А в качестве оснований у Анчаров было только одно – написанные маслом пейзажи и портреты сослуживцев-разведчиков, картины, которые и показывать-то никому нельзя. Однако упрямый Анчаров написал рапорт. И вот молоденький лейтенант предстал перед высокими военными чинами – боевыми офицерами-фронтовиками. Дальше цитата из воспоминаний Михаила Анчарова: «Посмотрели, посовещались. А что! – говорят. Вроде бы получается у него. И отпустили. Валяй, говорят, рисуй дальше. И живопись стала для меня целой эпохой жизни...». В 1954 году он окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова. Ему уже за 30, и он вполне профессиональный художник.

Но неугомонному в своих творческих поисках Анчарову, этого было мало. Он поступает на курсы сценаристов и начинает писать сценарии для кино. В 1957 году, когда Анчаров уже работал референтом-сценаристом в Управлении по производству фильмов, его пьесу «Солнечный круг» рекомендуют для постановки на ереванской студии «Арменфильм». Но фильм не пустили в производство – режиссер на корню переделал сценарий. Так что автор просто отказался с ним дальше работать. Анчарова увольняют – и начинается новый этап его творческого пути. Он живет на случайные заработки, поет свои песни на квартирах друзей, знакомится с В. Высоцким, дружит с А. Галичем, пишет картины – и вообще ведет достаточно богемный и неустроенный в бытовом отношении образ жизни. Это было время хрущевской оттепели, на которое, как утверждают критики, приходится творческий взлет Михаила Анчарова.

Это было время успеха его публичных выступлений со своими песнями, первых любительских записей их на магнитофон, записей, которые переписывали потом друг у друга, слушали по всей стране и перепевали, иногда не зная даже имени автора. Это было время зарождения массовой бардовской песни, и Михаила Анчарова сразу признали мэтром.

В конце шестидесятых, в журналах «Смена», «Москва», «Юность» появляются его рассказы и повести. Причем, иногда эти публикации сопровождаются авторскими иллюстрациями. Ведь Анчаров по-прежнему не бросает кисти и краски. В литературе он пробует себя в разных жанрах. Так, в ежегодном альманахе «Фантастика-65» опубликована его фантастическая повесть «Сода-солнце». На сцене Московского театра имени Ермоловой ставят авторскую пьесу по его повести «Теория невероятности». А в 1966 году снимают кинокартину «Иду искать» по сценарию Михаила Анчарова и Анатолия Аграновского.

Всю жизнь Михаил Анчаров сохранял некий юношеский задор и светлую веру в идеалы, сформировавшиеся у поколения «шестидесятников». Не зря же в 80-е годы его повести и рассказы выходили в журналах «Студенческий меридиан» и «Собеседник». Молодые читатели этих столичных изданий, не знакомые с биографией Анчарова, считали его сверстником. А ему было уже далеко за 50. Анчаров по-прежнему что-то писал, но шальное перестроечное время словно отодвинуло писателя и мэтра бардовской песни на обочину жизни.

Михаил Леонидович Анчаров умер 11 июля 1990 года в возрасте 67 лет. Юрий Ревич, хорошо знавший Михаила Анчарова писал о нём так: «Михаил Леонидович Анчаров есть несостоявшийся великий человек. В определении «несостоявшийся» нет обидного или горького подтекста - просто он никогда не стремился стать великим».

Источники: http://ancharov.lib.ru/obancharove.html; https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post413620208/

Читать книгу «Самшитовый лес»: https://www.litmir.me/br/?b=245554&p=1