К 155-летию со дня рождения Максима Горького, русского писателя

Алексей Максимович Пешков, напечатавший свой первый, нашумевший рассказ «Макар Чудра» под выразительным псевдонимом Максим Горький, появился на свет 28 марта 1868 года в шумном торговом Нижнем Новгороде, в большом деревянном доме, принадлежавшем его деду по материнской линии, владельцу красильной мастерской Василию Каширину. Рано осиротев (отец умер от холеры в Астрахани, мать свела в могилу чахотка), Алеша воспитывался в доме деда, окруженный любовью и заботой бабушки, которая заменила ему родителей.

Дед обучил его церковной грамоте и отдал в церковно-приходскую школу, а потом он два года посещал слободское начальное училище в Канавине. Алеша считался трудным подростком, плохо ладил с учителями, но обладал феноменальной памятью, благодаря которой впоследствии довел свое самообразование до поистине академических знаний. Его «школой жизни» на некоторое время стала улица. Там он куролесил со сверстниками, лишенными родительского присмотра, и получил в их среде кличку «Башлык». После уроков с компанией юных босяков собирал тряпье на продажу, подворовывал со складов дрова. На уроках его высмеивали как «ветошника» и «нищеброда». Однажды одноклассники пожаловались учителю, что от Пешкова якобы пахнет помойной ямой, и сидеть рядом с ним неприятно. Уязвленный Алексей бросил училище.

Так и не получив документа о среднем образовании, дававшего право на поступление в университет, будущий писатель буквально набросился на книги. Читал запоем, по ночам, и через несколько лет уверенно цитировал Ницше и Шопенгауэра. А годы спустя вчерашний бродяга-босяк поражал дипломированных приятелей углубленным знакомством с классиками мировой литературы. При этом и в 30 лет Горький писал с массой орфографических и синтаксических ошибок, которые долго еще выправляла его жена Екатерина, профессиональный корректор.

Горький любил называть себя человеком, который «в мир пришел, чтобы не соглашаться». В этом утверждении – ключ к пониманию его жизни и творчества. В 1884 году он приехал в Казань поступать в университет и потерпел неудачу. Пришлось устроиться на работу грузчиком на пристанях. Там же Алексей Пешков начал посещать сходки революционно настроенной молодежи, читать марксистскую литературу. Следующие два года трудился в крендельном заведении и булочных В. Семенова и А. Деренкова. Последний был народником и львиную часть доходов направлял на содержание нелегальных просветительских народнических кружков в Казани и подпитку их движения.

В конце 1889 года Алексей познакомился в Нижнем Новгороде с почтенным мэтром русской литературы В. Короленко, принеся ему на отзыв свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко разнес ее, и удрученный Пешков отправился работать письмоводителем у известного адвоката. Тогда же был арестован по старым казанским «делам», а выйдя на свободу, продолжил странствия по Руси. Даже к очень большому таланту мастерство не приходит сразу. Горький свое в буквальном смысле выстрадал.

В Тифлисе, когда наступили ноябрьские холода, устроился рабочим в железнодорожные мастерские и сдружился с участником революционного движения А. Калюжным. Тот, слушая его рассказы о странствиях, настойчиво советовал молодому человеку записывать приключившиеся с ним истории. Так родился «Макар Чудра», драматический рассказ из цыганской жизни. Калюжный через приятеля журналиста сумел пристроить рассказ в газету «Кавказ», и эту публикацию, за подписью «М. Горький», начинающий писатель увез домой в Нижний.

В 1892 году 24-летний странник вступил в гражданский брак с акушеркой Ольгой Каменской, которая была старше его на девять лет и ушла к нему от мужа с маленькой дочерью. Позднее Горький сделает ее героиней рассказа «О первой любви». Но уже через год, после того как Ольга уснула во время чтения ей мужем только что законченной поэтической новеллы «Старуха Изергиль», они расстались. Глубоко уязвленный автор обмолвился впоследствии, что Ольге «учебник акушерства заменил всю мудрость жизни». Впрочем, ему самому до «мудрости жизни» тоже еще было далеко.

Окончательный поворот к литературе Максим Горький совершил в 1894 году, когда, по рекомендации Короленко, написал рассказ «Челкаш» о приключениях босяка-контрабандиста и отнес его в редакцию «Русского богатства». В редакционном портфеле этот безусловный шедевр ранней горьковской прозы пролежал довольно долго, но, в конце концов, был напечатан и принес писателю первую литературную известность.

В 1895 году, по совету все того же Короленко, переехал в Самару и вступил на путь профессионального журналиста, зарабатывая на хлеб статьями и очерками под претенциозным псевдонимом «Иегудиил Хламида». Год спустя Алексей обвенчался с дочерью разорившегося помещика, вчерашней гимназисткой, работавшей корректором «Самарской газеты», Екатериной Волжиной, которая была моложе его на 8 лет. Девушке он казался «полубогом». И, когда вновь заболел бронхитом, перешедшим в воспаление легких, а затем в туберкулез, обрел в лице молодой жены преданную сиделку, дежурившую у его постели, пока он находился в больнице. Долечивался писатель в Крыму, потом в деревне Мануйловка под Полтавой, где у супругов родился сын Максим. Одновременно Горький продолжал много писать и публиковаться. В 1898 году он был уже автором популярных журналов «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник». Не за горами его первое крупное произведение – повесть «Фома Гордеев».

В обеих столицах Горький, тем не менее, пока еще не рисковал появляться и жил с семьей в поселке Каменка Тверской губернии на квартире у своего друга Н. Васильева, который работал на каменской бумагоделательной фабрике и руководил нелегальным рабочим марксистским кружком.

Тем временем новое издательство С. Дороватовского и М. Чарушникова, созданное компаньонами специально под выпуск горьковских сочинений в Москве и Петербурге, большим тиражом напечатало первые два тома его произведений, которые тут же раскупили.

В 1899 году Горький впервые приехал в Санкт-Петербург. Как раз к выходу, опять-таки большим тиражом, третьего тома «Очерков и рассказов». В том же году увидел свет его «Фома Гордеев», и в отечественной литературе утвердилось новое яркое имя.

А параллельно в те же годы появились, одна за другой, романтическая «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», проникнутые абстрактным призывом к очистительной буре революции. Они отвечали зреющему протесту народных масс против тяжелых условий существования, совпадали со смутными настроениями мятущейся российской интеллигенции периода острого кризиса самодержавия и принесли автору славу глашатая перемен.

Между тем талант его все больше набирал силу. В 1901–1902 годах писатель создал две выдающиеся пьесы – «На дне» и «Мещане», которые прочно вошли в репертуар мирового театра и вместе с чеховской «Чайкой» во многом определили лицо МХАТа.

На рубеже нового столетия Горький становится уже не только всемирно известным, влиятельным писателем, но и видным общественным деятелем, просветителем. В просторной гостиной нижегородского дома барона Н. Киршбаума, куда в сентябре 1902 года он переехал с женой и детьми, арендовав 11 комнат, почти ежедневно собирались яркие представители творческой интеллигенции, порой по 30–40 человек. Бывали здесь Толстой, Чехов, Бунин, Репин, Станиславский. И, конечно, закадычный друг писателя – Шаляпин, который тоже снимал квартиру в этом доме и активно участвовал в жизни города.

Несмотря на нескончаемый поток гостей, важные общественные дела и заботы, писатель работал над новыми вещами не покладая рук. Закончил «На дне», приступил к работе над повестью «Мать», набросал канву пьесы «Дачники», написал поэму «Человек». Работал он и в дороге, совершая разные поездки по России. В одной из них в жизнь Горького вошла новая большая любовь, в корне изменившая его жизнь.

Мария Федоровна Андреева была умна, красива, успешна и талантлива. Прима Художественного театра, она вместе с труппой выехала 18 апреля 1900 года в Севастополь на показ больному Чехову спектакля «Чайка». Там Горький, гостивший у Чехова в Ялте, с ней и познакомился. Обоим в тот год исполнилось 32. И оба с первой же встречи были покорены друг другом.

Охваченный новой страстной любовью, Алексей Максимович покинул Нижний Новгород и начал попеременно жить в Москве и Петербурге, где перед ним открывались любые двери и любые литературные возможности. Громкая слава, впрочем, его не портила, он по-прежнему был прост и доступен, по-прежнему отзывчив на чужое горе. В 1903 году Андреева ушла из семьи, сняла себе квартиру и стала гражданской женой и литературным секретарем Горького.

Год спустя Андреева способствовала сближению писателя с большевиками, большевистской партией, членом которой сама состояла, и в ноябре 1905 года познакомила Горького с вернувшимся из политэмиграции Лениным. После этой встречи Горький вступил в РСДРП, деятельно помогал участникам первой русской революции и укрывал многих из них у себя на квартире. Мария Федоровна взяла в свои руки руководство житейскими делами Горького, вела его переписку, сопровождала его в концертной поездке по США летом 1906 года, предпринятой по поручению Ленина с целью сбора средств в кассу большевиков для подготовки революции в России.

Безусловно, под влиянием Андреевой и большевиков заметно радикализировалось мировоззрение Горького. Вслед за «Дачниками» появились заряженные куда большим революционным пафосом пьесы «Варвары» и «Дети солнца». Он выступал с гневной антисамодержавной прокламацией по поводу «Кровавого воскресенья» 1905-го года, за что опять был арестован и заключен в одиночку Петропавловской крепости. Но просидел в ней недолго. На защиту Горького поднялись крупнейшие деятели культуры, искусства и науки Европы. В Риме прошли студенческие демонстрации протеста. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года власти вынуждены были освободить писателя.

А в октябре, в связи с обострением туберкулеза, они с Андреевой поселились в Италии. Там, на Капри, супруги прожили долгих семь лет. Дважды к Горькому на Капри приезжал Ленин. Их духовное расхождение росло, хотя Ленин продолжал оказывать на Горького значительное влияние.

Ссорясь и мирясь с Лениным по идейным соображениям, Горький искренне почитал его. Романтическая идеализация надвигавшейся пролетарской революции продолжалась у писателя вплоть до того, как он воочию удостоверился в ее беспощадной жестокости. Да и сам Октябрьский переворот Горький воспринял весьма прохладно.

Вступив в явную конфронтацию с победившими в Октябре большевиками, писатель принял на себя роль активного правозащитника. Открыто осуждал «красный террор», как мог, спасал представителей старой интеллигенции от большевистских репрессий и голода, даже поднимал голос в защиту арестованных Романовых... С приходом революции писатель продолжал одухотворенно мечтать о «новых идеальных людях», для него сатинские слова из пьесы «На дне»: «Человек – это звучит гордо!» – не потеряли свой гуманистический смысл.

Именно в эти годы прекратились супружеские отношения Горького и Андреевой. К этому привели их политические разногласия. Алексея Максимовича поражали революционная жестокость и беспощадность к людским судьбам Марии Федоровны. А последней каплей послужил, невзирая на заступничество Горького, расстрел поэта Николая Гумилева и великого князя Павла Александровича, после чего супруги расстались окончательно.

А когда попытки добиться от властей разрешения на выезд А. Блока за границу для лечения (разрешение было получено за день до смерти великого поэта) оказались тщетными, Горьким овладело чувство трагической безысходности. Потянуло уехать... 16 октября 1921 года Максим Горький, с согласия Ленина и по инициативе Зиновьева и советских спецслужб, был отправлен в Германию.

Вскоре после этого Андреева последовала за бывшим гражданским мужем «в целях надзора за его политическим поведением и тратою денег». С собой она взяла нового любовника, по совместительству сотрудника НКВД Петра Крючкова, будущего бессменного секретаря писателя. Они поселились в Берлине, тогда как Горький с сыном и невесткой обосновались за городом.

В те годы жизненное поведение Горького не поддавалось никакому логическому толкованию. Он выступал своеобразным «мостом» между СССР и русской литературной эмиграцией, но при этом относился к ней настороженно и не нашел нужным почтить в Берлине чествование по случаю 30-летия своей литературной деятельности, которое устроили дружески расположенные к нему А. Толстой, А. Белый, В. Ходасевич и другие писатели. Не приехал он и на празднование своего 60-летия на родине, хотя юбилейные торжества проходили с невиданным размахом. Но потом все же решил в 1928 году посетить Советский Союз – по приглашению Советского правительства и лично Сталина.

Берлинский поезд сделал остановку на первой советской станции Негорелое. На перроне в честь Горького собрался многолюдный митинг. И так происходило на каждой станции по дороге к Москве. Второй приезд Горького в СССР на следующий год носил уже гротесково-зловещий оттенок. На печально известном теплоходе «Глеб Бокий», доставлявшем на Соловки заключенных, в сопровождении самого комиссара госбезопасности Г. Бокия чекисты повезли писателя в Соловецкий лагерь особого назначения. В очерке «Соловки» Горький положительно отозвался о режиме и методах перевоспитания соловецких узников...

Он все же решил остаться в Советском Союзе, и ему был выделен особняк Рябушинского в стиле модерн на Малой Никитской. При этом Сталин обещал Горькому, что он и дальше сможет проводить зиму в Италии, на чем Алексей Максимович настаивал. Однако вместо этого писателю предоставили дачу в Крыму...

Правительству было нужно, чтобы Горький продолжал не только общественно-редакторскую деятельность, но и художественное творчество. Горький по-прежнему оставался писателем идеалистического склада, который предпочитал «додумывать жизнь», причем в «радостном направлении, начиная с того момента, где она принимает нежелательные черты». Не случайно Лев Толстой называл его «сочинителем».

Главным же литературным свершением писателя в последний период жизни стал итоговый роман-эпопея в четырех частях «Жизнь Клима Самгина», в котором Горький перестает быть «сочинителем» и выступает выдающимся художником. Он создавал это произведение одиннадцать лет, не успел дописать финал, но роман, тем не менее, воспринимается как цельное и законченное произведение о судьбах русской интеллигенции в переломную историческую эпоху.

Работа над романом часто прерывалась «госзаказами». Одним из них явился большой очерк о Ленине, теплый и искренний, написанный скорее по велению сердца. О Сталине, как тому ни хотелось, Горький так ничего и не сочинил.

В мае 1936 года Горький вернулся из Крыма и простудился. Он тяжело заболел и уехал на дачу в Горки. Туда к писателю приезжал Иосиф Сталин. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. После вскрытия его мозг извлекли и отдали в НИИ мозга СССР для изучения, а тело писателя кремировали. Урну с прахом Максима Горького замуровали в Кремлевской стене.

Источник:

Осипов Ю. С верой в человека // Смена. – 2018. – №7. – С. 18 – 39.

 

О Максиме Горьком написано много книг и статей. Предлагаем вашему вниманию книги из фонда центральной библиотеки им. А.Н. Островского:

Баранов В. И. Горький без грима. Тайна смерти : роман-исследование. - Москва : АГРАФ, 2001. - 463 с. : ил., фото.

Быковцева Л. П. Горький в Италии : монография. - Москва : Сов. писатель, 1979. - 400 с. : с. ил.

Ваксберг А. И. Гибель Буревестника : М. Горький : последние двадцать лет. - Москва : Терра-Спорт, 1999. - 398 с.

Гречнев В. Я. Горький в Петербурге – Ленинграде. - Ленинград : Лениздат, 1968. - 223 с. : ил.

Груздев И. А. Горький. - Москва : Молодая гвардия, 1958. - 366 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей).

Спиридонова Л. М. Горький: новый взгляд. - М. : ИМЛИ РАН, 2004. - 262 с.