Читаем сами и рекомендуем вам

Забытый поэт ушедшей эпохи

135 лет назад родился Владислав Фелицианович Ходасевич – русский поэт, литературовед, критик, переводчик. И в каждом из этих своих качеств он был незауряден. Ходасевич стал автором почти трехсот литературных статей, двух литературных биографий и пяти книг стихов (выходили с 1908 по 1927 год), содержащих всего 191 стихотворение.

Владислав Ходасевич появился на свет 28 мая 1886 года в Москве, в семье художника и фотографа, он был шестым и последним ребёнком Фелициана Ивановича и Софии Яковлевны Ходасевичей. Когда Владислав родился, его отцу было уже 52 года, а матери 42.

В младенчестве он был выкормлен молоком простой крестьянки, Е.И. Кузиной, за что был ей очень благодарен, и позже посвятил стихотворение. Поскольку был поскребышем (т.е. последним ребенком), все его любили и баловали, что «довольно плохо отразилось на характере, здоровье и даже привычках».

Не матерью, но тульскою крестьянкой

Еленой Кузиной я выкормлен. Она

Свивальники мне грела над лежанкой,

Крестила на ночь от дурного сна.

Она не знала сказок и не пела,

Зато всегда хранила для меня

В заветном сундуке, обитом жестью белой,

То пряник вяземский, то мятного коня.

Она меня молитвам не учила,

Но отдала мне безраздельно всё:

И материнство горькое свое,

И просто всё, что дорого ей было.

Уже в 6 лет мальчик сочинил свои первые стихи. В 1904 году Владислав окончил 3-ю Московскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет, а спустя год перевёлся на историко-филологический факультет. По причине неуплаты взносов за обучение (из-за безденежья) неоднократно отчислялся, и в мае 1911 года он окончательно распростился с университетом, так и не окончив его.

В 1908 году вышла первая книга стихов «Молодость», которая была посвящена его первой жене Марине Эрастовне Рындиной – красивой, богатой и эксцентричной.

Ходасевич жил в трудное, сложное, неоднозначное время – эпоху крушения России, время, когда преломлялись все жизненные устои и любой «пишущий» человек не мог оставаться свободным от групповых и партийных интересов, от политических и литературных завихрений эпохи. Но именно в это время, когда 20 век входил в свою пору, он и создавал самые зрелые и яркие свои стихи. А позже, в эмиграции, к нему пришло настоящее признание. Именно за границей, вне пределов родины, определилось его место в русской литературе и как поэта, и как критика, и как автора замечательной мемуарной прозы и историко-литературных исследований.

В 1922 году Владислав Ходасевич покинул Россию, «изнурительную, убийственную, омерзительную, но чудесную», прекрасно осознавая, что жизнь в эмиграции будет для него губительной.

Три года скитался он по Европе – Германия, Чехия, Италия, Англия и, наконец, Париж. В Париже он осел надолго… навсегда. Ходасевич уезжал за границу не с пустыми руками. Перед отъездом у него была уже готова новая, четвертая книга стихов, сборник «Тяжелая лира», которая была напечатана и увидела свет в Берлине. «Тяжелая лира» впечатлила Андрея Белого, и он отозвался такими словами: «в наши дни родился очень крупный поэт. А рождение такое – есть редкость». В эмиграции Ходасевич выпустил «Антологию еврейской поэзии», написал цикл «Европейская ночь» – самую замечательную книгу, по мнению К. Чуковского.

Первые годы жизни Ходасевича за границей неразрывно связаны с Максимом Горьким. Они тесно дружили, жили под одной крышей в Сорренто более полутора лет и вместе работали над созданием одного журнала, идейным организатором которого был Виктор Шкловский. Он задумал выпуск политически нейтрального журнала, в создании которого должны были участвовать авторы, живущие по обе стороны границы, Горький и Ходасевич его поддержали. Журнал состоялся под названием «Беседа» и выходил с 1923 по 1925 годы под литературной редакцией Горького, Андрея Белого и Ходасевича.

Основной литературной деятельностью для Ходасевича в годы эмиграции стала деятельность литературного критика. Ходасевич занимался также исследовательской работой. Результатом его работы стали книга «О Пушкине» и «Державин». Занимаясь Пушкиным всю свою жизнь, Ходасевич мечтал создать монументальный труд о великом поэте, что, однако, так у него и не вышло. Биография Пушкина осталась им не написанной, но зато он воссоздал в книге другую биографию – поэта Державина.

В 1939 году вышли, собранные в одно целое, воспоминания Ходасевича – книга «Некрополь». Это была книга о его современниках – Блоке, Горьком, Брюсове, Сологубе, Набокове и других.

Ходасевич проделал путь в искусстве, руководствуясь только своим внутренним голосом, ни перед кем не склоняя головы, не ища себе кумиров и не пытаясь соответствовать моде. И, по мнению его близкой подруги, Нины Берберовой, Владислав Ходасевич «своим творчеством завершил великий период русской поэзии».

 

Должно быть, жизнь и хороша,

Да что поймешь ты в ней, спеша

Между купелию и моргом,

Когда мытарится душа

То отвращеньем, то восторгом?

Непостижимостей свинец

Все толще, над мечтой понурой –

Вот и дуреешь наконец,

Как любознательный кузнец

Над просветительной брошюрой.

Пора не быть, а пребывать,

Пора не бодрствовать, а спать,

Как спит зародыш крутолобый,

И мягкой вечностью опять

Обволокнуться, как утробой.

(1925)

 

Владислав Ходасевич всю жизнь был хрупким физически, с самого раннего детства его мучительно изводили разные болезни. Часто не обеспеченный материально, скитающийся от жилья к жилью, поэт вел полуголодный образ жизни. Да и последующая жизнь в изгнании и постоянные мысли о судьбе России стали для него непосильным грузом, который оттого был тяжелым, что будущее было видно ему довольно ясно. Ходасевич предчувствовал войну и последующую за ней катастрофу. Он умер 14 июля 1939 года (после долгой и тяжелой болезни) за полтора месяца до начала Второй мировой войны. Его друзья хотели собраться на могиле через год, но не смогли этого сделать – в этот день в Париж вступили немецкие войска.

Источники: https://polit.ru/news/2014/05/28/khodasevich/; https://24smi.org/celebrity/119257-vladislav-khodasevich.html.