28 июля – день почитания святой благоверной княжеской четы, Владимира и Агриппины Ржевских.

28 июля, в день почитания крестителя Руси Владимира, прозванного народом «Красно Солнышко», мы чтим память и наших Ржевских святых – благоверных князей Владимира и Агриппины.

Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою по имени своего первого князя – святого Владимира. Святой Владимир был сыном Мстислава Храброго, братом Мстислава Мстиславича Удалого. Оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. Святая Агриппина была женой благоверного князя Владимира.

Житие их историки относят к XIII веку. Местное почитание известно не позднее XIV–XV вв. Их блаженные мощи были погребены в ржевском Успенском соборном храме, в двух гробах, расположенных рядом, и почивали под спудом до 1745 года, когда архиепископ Тверской и Кашинский Митрофан (Слотвинский), действуя по указу императрицы Анны Иоанновны, провёл расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины.

О результатах расследования архиерей писал:

«А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось».

Архиерей запретил церковное почитание Владимира и Агриппины, гробницу их разобрали, имевшиеся иконы сожгли, а место погребения святых было предано забвению.

Деканонизация святых Владимира и Агриппины (как и некоторых других святых – наиболее известна в этом отношении святая благоверная Анна Кашинская) явилась продолжением церковной реформы XVII века как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев древнего благочестия, но и на любые символы и свидетельства истинности дореформенного православия. Под тяжелую руку церковных реформаторов попали как запечатлённые в иконописных и литературных памятниках церковные реликвии, так и нетленные мощи святых. В последующие века почитание деканонизированных синодальной Церковью святых продолжалось только у старообрядцев: сохранялись старые иконы и писались новые, совершались службы и молебны в их память. Иконы святой четы сохранились в Покровском старообрядческом храме.

Легенда о князе Владимире

Древнее почитание Ржевских святых, несомненно, подтверждается и древним преданием о том, что после смерти святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Обычно святые покровительствуют тем городам, которые защищали и при жизни.

Предание рассказывает о сохранении города в Смутное время от литовцев благодаря заступничеству благоверного князя Владимира. Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу верхом на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир, и литовские войска в смятении отступали, когда он взмахивал белым платом. Каждую ночь князь дозором обходил городские стены, как бы сторожа Ржев. Каждый вечер горожане у стены ставили сафьяновые сапоги красного цвета, а наутро они оказывались истоптанными. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились земляки или забыли поставить новые сапоги… С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город.

Успенский собор в Ржеве, в котором были похоронены ржевские князья, был разрушен, как и большая часть города, во время Великой Отечественной войны. Восстанавливать собор не стали, а просто взорвали в 1954 году.

Церковное празднование новообрядцами Владимира и Агриппины было возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 году.

В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божией Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик». В Вознесенском соборе Ржева также находятся чтимые святыни – иконы нашей княжеской четы.

Источники:

Старообрядческий Покровский храм в городе Ржеве. История и реликвии : буклет. – Ржев, 2021.

Гончарова А.В. Золотые зерна : сказки, легенды, предания, мемуарные рассказы Тверского края. – Тверь, 1999.