Педагог, отдавший сердце детям

К 105-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского

 

«Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника».

                                                                                                             В. А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.

Родился будущий педагог-новатор 28 сентября 1918 года в селе Васильевка в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. В 1933 году Василий Сухомлинский уехал в Кременчуг. Думал о медицинском образовании, но поступил на рабфак. Закончил его и поступил в педагогический институт. После двух лет учёбы, в 1935 году, Сухомлинский стал преподавателем заочной школы недалеко от родного села. Ему было всего 17 лет. После окончания института Сухомлинский работал учителем в Онуфриевской средней школе.

В 1939 году Василий Александрович женился. Его жена тоже была учителем. Казалось бы, впереди была долгая и счастливая жизнь. Однако все планы перечеркнула война. ...Летом 1941-го молодой учитель-словесник Сухомлинский добровольцем ушел на фронт, а его беременная жена оказалась в оккупации. Из дома не пришло ни одного письма...

В феврале 1942-го подо Ржевом ротный политрук Сухомлинский был тяжело ранен, после четырех месяцев в госпитале демобилизован по инвалидности и направлен директором школы в далекое удмуртское село. Лишь весной 1944-го, вернувшись в освобожденную Украину, он узнал страшную правду – жена Вера и их рожденный в застенках гестапо младенец были замучены фашистами. Израненный, с осколками в груди, он рвался на фронт, "хотел встретиться лицом к лицу с зверем-гестаповцем, хотел понять, как могло получиться, что таких зверей рожали люди-матери", но ни одна комиссия не смогла признать его даже ограниченно годным.

Сухомлинский отдался работе. Возглавил школу в поселке Павлыш, где начал образовательный эксперимент длиною в жизнь. За феноменальной работоспособностью скрывалось неизжитое личное горе.

После войны Василий Александрович женился. Его второй женой стала Анна Девятова, учитель русского языка. Вместе они преподавали. Жена обеспечивала мужу комфорт и уют, занималась обустройством дома. В семье родились сын Сергей и дочь Ольга. Дочь пошла по стопам отца.

В 1948 году Сухомлинский возглавил школу в поселке Павлыш, где начал образовательный эксперимент длиною в жизнь и которой бессменно руководил до конца своей жизни, ежедневно встречая на крыльце своих учеников и учителей и каждого приветствуя по имени. Он жил школой и – в школе. Со слов родных известно, что рабочий день у Василия Александровича начинался в четыре утра, при этом заканчивался достаточно поздно. О том, что количество его знаний напоминает энциклопедию, ходили слухи и легенды. Сухомлинский досконально знал всю школьную программу и с легкостью заменял любого педагога, в любом классе.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Самым важным в работе с детьми он считал воспитание. Всё было направлено на то, чтобы ребёнок хотел идти в школу, учился с радостью, чтобы в школе царила атмосфера труда, поддерживались ровные, спокойные отношения, отсутствовали суета и раздражительность. Сделать ребёнка счастливым, сохранить его здоровье, вооружить его мировоззрением, воспитать тонкость чувств и заложить высокую нравственность – эти задачи ставил Василий Александрович и решал их вместе с коллективом единомышленников.

Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. До минимума была сведена бумажная работа. И, конечно, всё это давало результат.

Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один. В школе, где работал Сухомлинский он создал свою уникальную систему обучения. Все строилось руками учеников и педагогов, начиная от лабораторий, мастерских и пасеки и заканчивая метеостанцией. Культ матери и женщины в учебном заведении чтили абсолютно все. О главных принципах – “воспитание без наказания” и “воспитание добрыми делами” – говорили далеко за пределами края.

Свои педагогические идеи педагог-новатор раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей.

Сухомлинский говорил, что именно сказка имеет огромное влияние на развитие личности ребенка. При этом он утверждал, что в каждом из детей есть задатки поэта. Необходимо только разбудить его творческую сторону. В его школе дети самостоятельно писали сказки, поэтические миниатюры, рассказы на заданную тему. В выпускном классе каждый из ребят уже мог самостоятельно выбирать тему для выпускного эссе.

Василий Александрович прожил всего 51 год. Осколок в груди добрался до сердца спустя 25 лет после войны. Он писал: “За время, отведенное мне этими небольшими осколочками, я хочу сделать как можно больше… Я очень рад, что до последней минуты буду с детьми, что буду не тлеть, а гореть”. Его не стало 2 сентября 1970-го. Накануне Василий Александрович сокрушался об одном – что не может встретить ребят на торжественной линейке. Умирая, он просил жену сохранить его архив. Год ушёл у Анны Ивановны только на то, чтобы описать все работы. А потом она готовила к печати то, что ещё не было издано. Это был огромный, неподъёмный труд. Но Анна Ивановна без устали двадцать лет занималась наследием Сухомлинского. В мыслях, воспоминаниях, делах и разговорах она до конца своих дней была рядом с супругом.

Источники: https://rg.ru/2021/05/10/vasilij-suhomlinskij-detej-pokoriaet-vliublennost-uchitelia-v-znanie.html?ysclid=ln1ly43h1u176193816; http://ngosbs.info/ne-tolko-razumom-no-i-serdtsem-k-105-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-v-a-suhomlinskogo/?ysclid=ln1l5hzr6g28604926

 

Книги В.А. Сухомлинского в фонде центральной библиотеки им. А.Н. Островского:

Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / Сухомлинский В.А. - Москва : Молодая гвардия, 1988. - 304 с. : ил.

Сухомлинский В.А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский ; предисловие Г. Медынского. - Москва : Просвещение, 1979. - 95 с.

Сухомлинский В.А. Пчелиная музыка : рассказы для детей : для детей до 3 лет : для чтения взрослыми детям / Василий Сухомлинский ; художник О. Смирнова. - Москва : РОСМЭН, 2021. - 92, [3] с. : цв. ил. - (Любимые детские писатели).

Сухомлинский В.А. Родина в сердце / Сухомлинский В. А. ; вступительная статья Л. Голованова. - Москва : Молодая гвардия, 1978. - 175 с. : ил.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск : Народная асвета, 1982. - 286, [2] с., [1] л. ил. : ил.