К 150-летию со дня рождения С.П.Дягилева

31 марта 2022 года исполняется 150 лет Сергею Павловичу Дягилеву – выдающемуся театральному и художественному деятелю, антрепренеру, создавшему триумфальные Русские сезоны и «Русский балет Дягилева».

Имя Дягилева упоминается в мемуарах едва ли не всех ярчайших представителей искусства того времени. Но что это за человек, чем памятен в истории России, сказать могут не многие. Его имя не стоит ни на одной картине или нотном стане, он не создал ни одного произведения или спектакля, но его имя неразрывно связано с живописью и балетом, оперой, театром. Русские сезоны – самые известные в мире театральные гастроли, которые с успехом продолжались с 1908 по 1921 год, – детище Сергея Дягилева, который стал его бессменным руководителем. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье полковника и потомственного дворянина Павла Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея. Незадолго до рождения Сергея его тётка, сестра отца Мария Корибут-Кубитович, овдовела и переехала к Павлу Петровичу со своими тремя детьми. Вместе со старшей сестрой Анной (в замужестве Философовой) они образовали дружную семью и вместе растили детей. В 1874 году отец Сергея женился на Елене Валериановне Панаевой, дочери инженера Валерьяна Панаева. Мачеха растила Сергея как родного ребёнка и на всю жизнь стала одним из самых близких его людей. Его детство проходило сначала в Петербурге, затем в Перми, где Дягилев жил вплоть до окончания гимназии. Пермский дом украшали гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, а на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев.

Дягилевы часто уезжали на зиму за границу или оставались в Петербурге, а лето проводили в Бикбарде. В Петербурге семья начала каждый второй четверг проводить музыкальный вечер, где часто пела знаменитая певица Александра Панаева-Карцева и гостил Модест Мусоргский. Из-за финансовых сложностей в 1879 году семья покинула Петербург и окончательно перебралась в Пермь, где продолжила традицию музыкальных вечеров.

С раннего возраста Сергея учили вокалу и игре на фортепьяно, в 15 лет он написал свой первый романс. В пермской гимназии Сергей Дягилев был одним из лучших учеников. Он не отличался прилежанием, скорее, наоборот. Но культурный багаж, полученный дома, поднимал его над средним однокашником на недосягаемую высоту. Свободно говоривший по-французски и по-немецки, музыкально одаренный, разбирающийся в литературе и живописи, на фоне остальных он был развит не по годам, слыл интеллектуалом и острословом. Дягилев был всеобщим любимцем – не только сверстники, но и менторы восхищенно заглядывали ему в рот. Сам же он относился к окружающим со снисходительной доброжелательностью, которая так легко дается тем, кто ощущает свое превосходство.

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, параллельно брал уроки музыки у композитора Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Юридический факультет он окончил не за четыре года, а за шесть, по собственному признанию – «страшно любил университет» за атмосферу и щегольскую форму, однако работать в сфере юриспруденции не планировал никогда.

Студенческие годы Дягилев использовал как ему советовал Лев Толстой – чтобы «осмотреться» и выбрать свой путь в жизни. 23 июля 1896 года он получил диплом, а уже спустя семь месяцев состоялась первая организованная им выставка картин. Дальнейшие активные года Дягилева можно разделить на два периода: в 1898–1906 годах он жил в России и работа преимущественно в области изобразительного искусства, с 1906-го и до самой смерти работал в качестве импресарио за рубежом.

Первым этапом в карьере Дягилева стала организация серии выставок актуальных европейских и российских художников, прошедших с большим успехом. Поступив на службу в Императорские театры, он был назначен редактором «Ежегодника императорских театров» и реформировал издание, превратив его в высококачественный художественный журнал с несколькими приложениями, качественными иллюстрациями и литературными статьями. Журнал был богато иллюстрирован и включал фотографии авторов и художников, эскизы декораций и костюмов. Новый редактор занялся рекламой издания и наладил каналы сбыта. Первый номер ежегодника, по словам Волконского, стал «новой эрой в русском книжном издании». На тот момент Дягилеву было 27, он «был красавец и светский лев».

В 1897 году состоялась выставка британских и немецких акварелистов, затем – выставка скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств. В 1898 году Дягилев организовал выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица, представив работы ведущих молодых мастеров – Врубеля, Серова, Левитана. В том же году он открыл первую экспозицию в Германии, которая прошла с большим успехом, русские художники были оценены «даже выше их европейских коллег». Выставка стала первым выступлением объединения «Мир искусства».

После него родилась идея создать «одноимённый журнал-манифест», в котором бы публиковались статьи и произведения членов кружка и других авторов, объединённых общими взглядами на искусство и его будущее. Уже в феврале 1898 года вышел первый номер. Вместе с Дягилевым издание возглавил А. Н. Бенуа, спонсорами выступили Савва Мамонтов и княгиня Мария Тенишева. Дягилев был его редактором (с 1903 года – совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. По воспоминаниям Бенуа, Дягилев сформировал формат и внешний вид журнала, в 1898–1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи, в 1902 году опубликовал монографию о художнике Д. Г. Левицком.

В этот период Дягилев стремился «сблизить русское искусство с общемировым» – познакомить российскую публику с современным европейским искусством, которое было практически не представлено в стране. Русский же культурный мир он хотел избавить от «провинциализма» и «вычистив, возвеличить на Западе».

6 марта 1905 года была открыта Дягилевская историко-художественная выставка русских портретов XVII–XVIII веков в Овальном зале Таврического дворца, к которой он подготовил каталог с описанием 2300 картин, справками о художниках и моделях. Оформителем экспозиции выступил Александр Бенуа. Выставка имела широкий успех и стала революционной с точки зрения синтеза искусств и формирования целостного впечатления у посетителей.

В 1906 году на Осеннем салоне в Париже Дягилев открыл выставку «Два века русского искусства и скульптуры», которая заняла 12 залов в Гранд-Пале и включала 750 произведений от 103 авторов. На ней были представлены как картины молодых художников (Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского, Рериха, Сомова и др.), работы мастеров прошлого, а также 36 древнерусских икон. Оформил экспозицию Леон Бакст. Представленная публике ретроспектива стала, по словам современников, одним из главных событий в Париже и во многом заложила основы успеха Русских сезонов и «моды на всё русское», которая охватила Европу в последующие годы.

В 1906 году при помощи влиятельных покровителей он провёл первый Исторический русский концерт в Париже, представив французской публике русскую оперу, а в 1909-м – балет. Вдохновлённый успехом выставки 1906 года, в 1907 году Дягилев организовал в Париже исторические русские концерты. В них участвовали Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Фёдор Шаляпин, Фелия Литвин и другие крупные музыканты.

Весной 1908 года Дягилев провёл первый Русский сезон за границей, центральным событием которого стала опера «Борис Годунов» с участием Ф. И. Шаляпина. Декорации по эскизам Бенуа и Бакста создавал Борис Анисфельд. В 1909 году, наряду с продолжением оперных сезонов, состоялся первый балетный «Русский сезон» в Париже. Программа первого сезона включала балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» (или «Египетские ночи»), «Сильфиды», а также оперы «Борис Годунов», «Псковитянка» и первый акт оперы «Руслан и Людмила». Балеты преимущественно ставили вторым актом после оперы. Главные партии танцевали Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Каралли, Мордкин.

Новаторским был подход Дягилева – он синтезировал танец, музыку и декорации в единое общее произведение, тогда как прежде каждое из этих искусств преподносилось публике по отдельности. Успех постановок был «удивителен даже для самих артистов» – и зрители, и критики были в восторге. Невероятный успех сезона моментально сделал танцоров-солистов международными звёздами. Гастроли антрепризы стали ежегодными, и постепенно стали охватывать не только Париж, но и Лондон и другие европейские города, а также США и Южную Америку.

Уже с 1911 года и вплоть до смерти Сергея Павловича в 1929 году его антреприза выступала под названием «Русский балет Дягилева». До начала Первой мировой войны в программу входила и опера («Соловей» Игоря Стравинского, «Князь Игорь»  Александра Бородина, «Майская ночь» Римского-Корсакова).

Со второго балетного сезона 1910 года антреприза выступала уже в «Гранд-опера», Дягилев ежегодно представлял парижской публике исключительно мировые премьеры. В 1910-м были поставлены «Жизель, или Виллисы», «Карнавал», «Шехеразада», «Жар-птица» и «Ориенталии». Хореографию ставил Михаил Фокин, в 1910–1913 годах роль одного из «художественных руководителей» антрепризы играл композитор И. Ф. Стравинский. В 1911 году 6-й «Русский сезон» включал балеты «Подводное царство», «Призрак Розы», «Нарцисс», «Пери» и «Петрушка». В 1911–1914 годах труппа Дягилева провела шесть «Русских сезонов» в Лондоне.

Планы на 1915 год разрушились из-за начала Первой мировой, Дягилев уволил Нижинского, потеряв лучшего премьера. Только в 1916 году состоялись новые гастроли антрепризы, на этот раз – в США. После революций 1917 года труппа прекратила контакт с Россией и продолжила работать под фамилией Дягилева до его смерти в 1929 году.

Ещё до Первой мировой войны Дягилев мечтал показать свою антрепризу в Санкт-Петербурге. В начале 1920-х годов при помощи Маяковского, которого он всячески привечал в Берлине и Париже, Дягилев пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР, однако затем от этой идеи отказался. Начиная с 1922 года, труппа обосновалась в Монте-Карло под покровительством принца Пьера. В начале 1926 года состоялись Берлинские гастроли труппы, которые обернулись серьёзными убытками – была продана только четверть билетов.

С 1927 года Дягилев увлёкся коллекционированием редких книг и «совершенно охладел к балету». По воспоминанию постоянного режиссёра Сергея Григорьева, их последнее выступление состоялось в Виши 4 августа 1929 года.

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет. По воспоминаниям Стравинского, следовать диете он не умел, чтобы оставаться стройным «морил себя голодовками», но постоянные стрессы часто «заедал» коробками конфет.

Летом 1929 года в Париже доктор Далимье предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья. Дягилев проигнорировал предписание. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил Далимье, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши. Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден, Мюнхен и Зальцбург. 8 августа он въехал в «Гранд-отель».

К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов. С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 18-го вечером к нему пришёл священник. Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года. Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили Мися Серт и Коко Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски и эпитафия: «Венеция – постоянная вдохновительница наших успокоений» – фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика.

Характеризуя Сергея Дягилева, современники использовали необычные образные метафоры: Валентин Серов называл его «лучезарным солнцем», Александр Бенуа – «Геркулесом» и «Петром Великим», Аким Волынский говорил, что он – «жёлтый Дьявол на аренах европейских стран», Андрей Белый – «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом», Вацлав Нижинский назвал его «орлом, душившим маленьких птичек», а Сергей Судейкин вообще называл его исключительно «Монстр». Жан Кокто говорил, что Дягилев – это «чудовище, это священный монстр, это русский принц, которого жизнь устраивала, только если в ней происходили чудеса»

В 1965 году площадь неподалёку от театра «Гранд-Опера», в IX округе Парижа, получила название Площадь Дягилева. В 2003 году в Париже в театре «Шатле» был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева.

В 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал в Париже в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“», на которой было представлено около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали Леон Бакст и французские художники Андре Дерен и Анри Матисс. По инициативе Пермского театра оперы и балета в Перми проводятся ежегодный «Дягилевский фестиваль».

В нашей стране имя Дягилева было в большей степени известно только в театральных кругах. Но интерес к его жизни и деятельности в последнее время возрос. В печати появилось несколько изданий о Дягилеве. Два из них вышли в серии «ЖЗЛ»: книги Олега Брезгина и Наталии Чернышовой-Мельник, в которых каждый по-своему рассказал о Сергее Павловиче. Образ Дягилева создали так же Серж Лифарь в книге «Дягилев. С Дягилевым» и Шет Схейен в издании «Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дягилев,_Сергей_Павлович

В центральной библиотеке им. А. Н. Островского можно познакомиться с двухтомным изданием «Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве».