Легенда авиации

Василий Кубарев родился 30 января 1918 года в деревне Ненаедово, Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина. Отец, Николай Емельянович (1887 - 1960 года), мать, Мария Евграфовна (1887 - 1928 года), всю жизнь трудились на земле. В годы коллективизации отец одним из первых вступил в колхоз «Красное Знамя» и многие годы был его председателем.

Окончив 7 классов неполной средней школы, Василий поступил в Ржевский медицинский техникум. Одновременно занимался в городском аэроклубе. Человек стремится к делу, которое любит. Получилось так, что Вася Кубарев, родившийся в крестьянской семье на Верхней Волге, учился в медицинском техникуме, а всеми мыслями и желаниями был там, за городом, на лётном поле, у самолётов. Медика из него не вышло, а стал он талантливым, известным в стране авиатором. В 1938 году был призван в армию, принят в Одесскую военную школу пилотов, где успешно прошёл 6-месячный курс обучения.

В том же году выпустился лейтенантом, военным лётчиком. Как примерный курсант он был оставлен в лётной школе в качестве инструктора. Затем был командиром звена в Конотопской и Армавирской военных авиационных школах лётчиков. До войны за 2,5 года Василий Кубарев подготовил около 200 пилотов. Его воспитанники в годы Великой Отечественной войны умело и отважно сражались с врагами, а Виктор Боровков и Валентин Турыгин стали Героями Советского Союза.

Сам же Кубарев начал боевые действия в ноябре 1941 года заместителем командира эскадрильи 653-го истребительного авиаполка. Полк сражался в Крыму.

В марте 1942 года капитан Кубарев открыл счёт своих воздушных побед, сбив истребитель Ме-109, и получил за это орден Красного Знамени.

Сам Василий Николаевич об этом рассказывает так:

«В составе группы из 4-х самолётов мы вылетели на патрулирование для прикрытия наземных войск с воздуха. Неожиданно из ближайшего облака вынырнули 4 "Мессера" и сомкнутым строем пошли нам навстречу. Намерение врага было очевидным: фашисты решили расправиться с нами одним ударом.

В плотном строю наша четвёрка стремительно сближалась с противником. Лётчики готовы были в любую секунду открыть огонь. И вот, когда до вражеских самолётов осталось несколько сот метров, у меня неожиданно созрело решение: ударить по врагу реактивными снарядами.

Дистанция сокращается. Хорошо различаю краску на коке винта вражеского самолёта. Пора. Жму с ожесточением на кнопку «Пуск». Два огненных смерча понеслись в точку встречи с врагом. Через мгновение на месте «Мессера» вспыхнул факел. Фашистские самолёты бросились в разные стороны. Догнать их тогда ещё не позволяли наши скорости. Так был открыт счёт сбитым вражеским самолётам».

Потом пилот Кубарев попал в родные места: из Крыма полк перебазировался на Калининский фронт, перешёл в подчинение 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса, которым командовал генерал - майор авиации Е. М. Белецкий. Здесь капитан Кубарев командовал эскадрильей, получил звание майора, был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке. К тому времени лётчики освоили новые истребители Як-1  ( с того времени, до самого конца войны, он летал исключительно на "Яках", считая Як-3 лучшим истребителем Второй Мировой войны ).

И суровой зимой, и летом он снова видел излучины Волги, деревни, затерявшиеся в лесах, голубые чаши озёр, небольшие древние города, в которых хозяйничали фашисты. Сердце больно сжималось. Хотелось мстить ненавистным захватчикам.

Около Великих Лук он впервые повстречался с новым вражеским истребителем FW-190, о достоинствах которого шумно трубила геббельсовская пропаганда.

- Били «Мессеров», будем бить и «Фокеров», - сказал Кубарев друзьям.

И он сдержал своё слово - уничтожил при встрече хвалёного истребителя. С каждым вылетом рос счёт сбитых им самолётов. Слава о смелом пилоте прокатилась по фронту.

В одном из неравных боёв в воздухе над родным краем Василий Николаевич получил тяжёлое ранение, с трудом дотянул до аэродрома и выбыл в госпиталь на 3 месяца.

Вернулся Кубарев в строй командиром эскадрильи. На этом посту ярко проявились его качества организатора боя, воспитателя лётчиков. На его коллектив возлагались большие задачи, и они всегда осуществлялись. Эскадрилья Кубарева совершила 288 боевых вылетов, провела 180 воздушных боёв, уничтожив 46 самолётов противника, свыше 1500 солдат и офицеров, 8 танков, 78 автомашин, 55 зенитно-пулемётных точек, 46 орудий разных калибров и много других целей.

Выполняя боевые задания, Василий Кубарев несколько раз пролетал над своей деревней Ненаедово. А в Октябре 1942 года на У-2 прилетел домой, посадил самолёт в поле у деревни и был радостно встречен односельчанами. В доме отца собралось много сельчан - в основном женщины, старики и дети. Посидели за столом, выпили по чарке за победу, наговорились досыта. Отец Николай Емельянович и председатель сельсовета Василий Макаров рассказывали, как оставшиеся в колхозе труженики героически борются за урожай - по принципу: одна баба за двоих мужиков, под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!»

Воодушевлённый увиденным и услышанным, он вернулся в полк, передал привет от земляков и их наказ беспощадно истреблять немецких захватчиков на земле и в воздухе. Военные лётчики так и поступали. А пример мастерства и отваги показывал майор Кубарев. Летом 1943 года он с полком сражался на Курской дуге. Летая на «Яках» и совершая за день по нескольку боевых вылетов, советские лётчики - истребители смело бросались на врага, надёжно прикрывали наши бомбардировщики и штурмовики, навязывали врагу свою волю в воздушных боях. Майор Кубарев водил большие группы самолётов и, как правило, первым начинал атаку. 11 июня 1943 года, в напряжённом поединке, он сбил вражеский истребитель FW-190.

Одним из наиболее памятных стал для него бой, когда шестёрка «Яков», ведомая им, встретила большую группу самолетов противника - 27 пикировщиков Ju-87, 4 бомбардировщика Ju-88, в сопровождении 20 истребителей FW-190. Кубарев сбил флагманский «Юнкерс», но и сам был ранен в ногу. Его боевые товарищи разогнали самолёты врага, а их командир благополучно посадил самолёт на своём аэродроме. Подлечившись, Василий снова поднялся в воздух.

К августу 1943 года командир эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии майор В. Н. Кубарев совершил 114 боевых вылетов, участвуя в 53 воздушных боях уничтожил лично 10 самолётов противника. В боях на Курской дуге Василий сбил 13 вражеских машин. Как сказано в наградном листе: «В воздушных боях тов. Кубарев проявляет исключительную храбрость, мужество и отвагу. Летая ведущим группы, он зачастую ведет бой с численно превосходящими силами противника и всегда выходит победителем». В подтверждение этой характеристики приводится один день - 12 июля 1943 года.

...Курская битва в разгаре. На земле и в воздухе происходит сражение, в котором скрещивали силы тысячи и тысячи машин. Иногда немецкому командованию удавалось на отдельных участках вводить в дело многочисленные группы самолётов. Советские лётчики на такую концентрацию сил отвечали бесстрашием, способностью драться одному против пяти. Так и случилось 12 июля. Шестёрка Як-1 под водительством комэска Кубарева преградила путь 50 вражеским самолётам. Бой изобиловал острыми моментами. Советские истребители нарушили вражеский строй, помешали фашистам выполнить своё чёрное дело. Капитан Кубарев в этой удивительной смертельной схватке проявил и выдержку, и искусство. Он сбил 2 самолёта противника и привёл свою группу на аэродром без потерь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии майор Василий Николаевич Кубарев удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1120).

Позднее он участвовал в боях при освобождении Белоруссии и Прибалтики. На последнем этапе войны Василий Кубарев мастерски управлял воздушными боями, водил эскадрильи на штурмовку.

Последние победные вылеты Василий Николаевич провёл в небе над Берлином. По данным на 5 мая 1945 года, он совершил около 300 боевых вылетов, участвуя в более 70 воздушных боях, лично сбил 18 вражеских самолётов, успешно провёл 36 штурмовок переднего края противника, уничтожив десятки единиц вражеской боевой техники и много живой силы. Его подчинённые за это время уничтожили 71 самолёт противника.

После войны Василий Николаевич, продолжая службу в Советской Армии, настойчиво учился, командовал дивизией и корпусом ПВО, много энергии и знаний отдавал обучению и воспитанию молодых офицеров. В 1957 году получил звание генерал - майора авиации, в 1961 году назначен командующим Воздушной армией. С 1973 по 1981 год возглавлял Военную инженерную радиотехническую академию ПВО.

Его неоднократно избирали в местные партийные и советские органы. Он был делегатом четырёх съездов КПСС в Москве. К военным орденам добавились награды за кипучую деятельность по повышению боеготовности войск в мирные годы - орден Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, а также 3 ордена и 2 медали социалистических стран.

На одной из встреч в Кремле, посвящённой Дню Победы, Президент России Владимир Путин попросил своего гостя поделиться воспоминаниями с молодым поколением. Так родилась его вторая книга: «Авиация - моя жизнь!», выпущенная в Издательстве «ДЕАН» по заказу правительства Санкт - Петербурга. В ней автор делится реальными фактами величайшего мужества и героизма, совершёнными молодыми советскими воинами - совсем ещё юными сержантами и лейтенантами Военно-Воздушных Сил.

17 ноября 2006 года ветеран скончался. Похоронен на Никольском кладбище Алекандро-Невской лавры в городе Санкт - Петербурге.

Источник:

http://airaces.narod.ru/all1/kubarev1.htm

 

В читальном зале центральной библиотеки им. А.Н. Островского действует книжная выставка «Авиация - моя жизнь!», посвященная 105-летию со дня рождения знаменитого лётчика, Героя Советского Союза, генерал-полковника Василия Николаевича Кубарева.