К 85-летию со дня рождения русского писателя Андрея Битова

27 мая исполнилось 85 лет со дня рождения русского писателя Андрея Битова (1937–2018). Во времена «перестройки» зачитывались его «Пушкинским домом», а потом еще были «Улетающий Монахов», «Империя в четырёх измерениях», «Новый Гулливер» и множество других прекрасных книг. Его прозу отличает тонкий стиль и глубина.

Предлагаем познакомиться с творчеством этого талантливого писателя. В центральной библиотеке им. А.Н. Островского можно взять на дом Собрание сочинений Андрея Битова (в 3 томах), романы «Пушкинский дом» и «Улетающий Монахов», сборник повестей и рассказов «Человек в пейзаже».

Писать Андрей Георгиевич начал, когда ему не было еще и двадцати лет. А в двадцать три года он увидел и свои первые опубликованные рассказы. Это были рассказы «Фиг», «Бабушкина пиала» и «Иностранный язык», они появились в литературном альманахе «Молодой Ленинград» за 1960 год. К тому времени Битов уже успел поступить в Ленинградский горный институт (он очень любил горы и даже получил значок «Альпинист СССР»), отслужить в армии и вновь стать студентом ЛГИ.

Еще студентом Битов занимался в литературном объединении (ЛИТО) у известного поэта Глеба Семенова. Глеб Борисович был ответственным секретарем Комиссии по работе с молодыми литераторами при Ленинградском отделении Союза писателей, у него училось множество поэтов, ставших впоследствии популярными – Глеб Горбовский, Александр Кушнер, Римма Маркова и множество других. Битов тоже сначала писал стихи, но прозаик в нем все же взял верх.

Успешно окончив Горный институт и отдав некоторое время своей жизни геологоразведке, Битов все же понял, что его призвание – литература, а не поиск полезных ископаемых, и что работа буровым мастером его, оказывается, не слишком привлекает. И, уехав в Москву, поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, в сценарную мастерскую Евгения Габриловича, которые и окончил в 1967 году. А пока учился, Битов успел написать в соавторстве с Эмилем Брагинским сценарий «Маленький беглец», по которому в 1966 году был снят первый совместный советско-японский фильм.

Кстати, Андрей Битов не только писал сценарии, но однажды сам снялся в кино. Его пригласил режиссер Сергей Соловьев в свой фильм «Чужая белая и Рябой» на роль музыканта Петра Старцева.

С первой половины шестидесятых до конца семидесятых у Битова вышло десять книг. Еще в 1965 году он стал членом Союза писателей СССР. А в 1978-м он опубликовал свой «Пушкинский дом» в Соединенных Штатах. И практически сразу Андрей Битов выступил в роли одного из организаторов альманаха «Метрополь». Этот альманах, состоящий из неподцензурных текстов Юза Алешковского, Владимира Высоцкого, Евгения Попова, Виктора Ерофеева и еще двух десятков известных поэтов и писателей, был издан тиражом 12 (двенадцать!) экземпляров, отпечатанных на пишущей машинке.

И, возможно, власть бы и не заметила этот десяток брошюр, но один экземпляр был вывезен в США и там, в Мичигане, альманах был отпечатан значительным тиражом. В альманахе были опубликованы и несколько рассказов Битова: «Прощальные деньки», «Глухая улица», «Похороны доктора». Разумеется, власть, не могла оставить без внимания своеволие своих сограждан – все авторы «Метрополя» в той или иной степени подверглись гонениям. Поэтов и писателей перестали печатать на родине.

Коснулось это и Андрея Битова. Практически вплоть до второй половины восьмидесятых – до начала «перестройки» – книги писателя не издавались в Советском Союзе. Но с началом новой эры – горбачевской гласности – Андрей Георгиевич стал очень популярен. В СССР практически ежегодно стали выходить его книги. Был напечатан и «Пушкинский дом», сначала в трех последних номерах журнала «Новый мир» за 1987 год, а в 1989-м вышло и книжное издание. Роман, написанный Битовым еще в 1964 году, получил в 1990-м во Франции премию за лучшую иностранную книгу года. Сам Битов в 1987 году был награжден орденом «Знак Почета», в 1992-м получил Государственную премию Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов», а в 1997-м – такую же премию за роман «Оглашенные».

В 1988 году Андрей Битов стал одним из организаторов Российского Пен-клуба, а с 1991-го его возглавлял. Он вел активную общественную работу, участвовал во множестве симпозиумов, семинаров, преподавал в Литературном институте имени Максима Горького. А еще именно Андрею Битову принадлежит идея установки памятника Чижику-Пыжику на Фонтанке, которую он вместе со скульптором Резо Габриадзе и архитектором Вячеславом Бухаевым осуществил в 1994 году.

Кстати, памятник Чижику-пыжику – далеко не единственная идея памятника, придуманного Андреем Битовым. Так, в 2000-м году в Михайловском был установлен памятник зайцу, который, по преданию, перебежал дорогу Александру Пушкину, когда тот, находившийся в декабре 1825 года в ссылке в родовом имении Михайловское, узнал о готовящемся восстании декабристов и выехал в Петербург, чтобы принять в нем участие. Но перебежавший дорогу перед санями заяц был сочтен дурным предзнаменованием, и поэт вернулся домой. Таким образом, заяц спас «солнце русской поэзии» от возможной гибели.

Андрей Георгиевич Битов скончался 3 декабря 2018 года в Москве. Его прах был захоронен на Шуваловском кладбище Петербурга рядом с его родителями – отцом Георгием Леонидовичем Битовым и матерью Ольгой Алексеевной Кедровой.

«Мы привыкли думать, что судьба превратна и мы никогда не имеем того, чего хотим. На самом деле, все мы получаем своё – и в этом самое страшное…». Андрей Битов

 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vdolpopiterskoy/i-serdce-so-strahom-rasstalos-i-bezdna-vsego-lish-bez-dna-mogila-pisatelia-andreia-bitova-na-shuvalovskom-kladbisce-610910c407551a0ac58a1ca8.