Владимир Богомолов и его моменты истины: к 100-летию со дня рождения писателя

Владимир Осипович Богомолов – личность легендарная и загадочная. Он не любил фотографироваться. За всю жизнь Богомолов никого не впустил в свой рабочий кабинет. Человек, проживший жизнь параллельно со своей славой. Принципиален и непреклонен, всегда отстаивал свои позиции до конца. Однажды его вызвали на Лубянку, а затем в Министерство обороны и попросили изменить всего три страницы в романе «Момент истины» – писатель ответил, что не уступит ни единого слова. Как-то раз, возвращаясь из архива с очень ценными документами, в подъезде своего дома он подвергся нападению. По одной версии, это были обычные хулиганы, по другой – совсем не хулиганы. Двоих он уложил, двое убежали. Богомолову в это время было далеко за семьдесят лет. Писатель не утратил своих боевых навыков и соответствующего уровня подготовки разведчика.

Родился Владимир Осипович Богомолов 3 июля 1924 года в подмосковном селе Кирилловке, судьба ему была уготована достаточно сложная. До 1948 года Владимир был Войтинским, по отчиму, в 1948-1953 годах жил под фамилией матери – Богомолец, потом взял себе фамилию Богомолов.

Учился Володя Войтинский в столичной московской средней школе № 71. Но после окончания семи классов, в 1938 году, оставил школу и уехал в Крым на заработки, где сдал экстерном программу восьмого класса. Его трудовая биография началась с работы счетовода, потом он перешел в моряки, став помощником моториста.

Вернулся в столицу Владимир Войтинский буквально перед самой войной, в мае 1941 года. И с первых же дней Великой Отечественной войны записался добровольцем в противопожарный полк ПВО Москвы. Впоследствии он так говорил о своем решении в 17 лет пойти на войну добровольцем: «…для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение…».

Во время Великой Отечественной войны он прошел немало фронтовых дорог – Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода – стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, в конце войны исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка.

С военной разведкой молодой человек столкнулся в конце 1943 года. До сентября 1944 года служил в подчинении Разведывательного управления, а затем его перевели из войсковой разведки в военную контрразведку. Богомолов служил в Главном управлении контрразведки «СМЕРШ».

Богомолов пишет о себе: «…Трижды был контужен, тяжело ранен. Осколки в основании черепа остались до конца жизни. Дошел до Берлина. Шесть боевых наград». После окончания войны и до 1952 года Владимир служил в армии на Дальнем Востоке и в Германии.

Только в июне 1952-го Богомолову удалось получить документ о среднем образовании, он экстерном сдал экзамены в средней школе рабочей молодежи № 57. В том же году Владимир стал студентом Московского государственного университета, он выбрал своей специальностью русскую литературу. Отучился всего два курса и бросил вуз по той причине, что не нуждался в академических знаниях в области литературы. Его интересовали исключительно прикладные знания, и в 1954-м Богомолов ушел из МГУ. По его собственным словам, занялся литературным творчеством, чтобы рассказать правду о войне.

Кинорежиссер Андрей Смирнов, друживший с Владимиром Осиповичем Богомоловым, писал: «Это был человек невероятной чистоты. …Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову, относился так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное – чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. Я мало кого так уважаю, как Владимира Осиповича».

В 1958 году Владимир Богомолов начинает свой литературный путь. Его яркая и необычная военная проза поражает своей психологической достоверностью и документальностью. Романы и повести Владимира Богомолова «Момент истины», «Иван», «Зося» относятся к лучшим литературным произведениям о Великой Отечественной войне. Они были неоднократно экранизированы, выдержали сотни изданий и переведены на многие языки мира. Произведения В.О. Богомолова не только отличаются увлекательными сюжетами и ярким стилем, они несут на себе следы подлинных событий, очевидцем которых был сам автор.

Первая повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Режиссер Андрей Тарковский по мотивам рассказа снял военную драму «Иваново детство», которая произвела фурор сразу же после выхода на экраны. Картине рукоплескали на мировых кинофестивалях, а в Венеции вручили режиссеру-дебютанту главный приз – легендарного Золотого льва.

Работу над повестью «Зося» Владимир Богомолов завершил в 1963 году. После публикации повести в журнале «Знамя» в 1965 году и первых откликов, Богомолов сказал в интервью о том, что побудило его к ее написанию: «Людям сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые и прежде всего между мужчиной и женщиной. Во имя этого написана «Зося». Рассказчик дорог мне не только своей нравственной чистотой, мечтательностью и лиризмом, но в первую очередь тем, что он воин, имеющий на личном боевом счету «больше убитых немцев, чем кто-либо в батальоне».

Роман «В августе сорок четвертого» или «Момент истины», рассказывающий об операции смершевцев в Белоруссии, был опубликован в журнале «Новый мир» в 1974 году. В созданном на фактическом материале романе повествуется о розыскниках советской военной контрразведки «СМЕРШ», обезвредивших во время Великой Отечественной войны группу профессионально подготовленных для ведения разведки, совершения диверсий в тылу наших войск фашистских агентов. Сюжет, построенный на богатом фактическом материале, держит в напряжении до последней страницы.

О служивших в СМЕРШе писали и до него, но они представали большей частью в негативном свете. Богомолов же показал людей, самоотверженно выполнявших опасную, сложную и ответственную работу, от которой зависели жизни тысяч людей, судьбы крупных операций, вошедших в летопись войны. У него это получилось зримо, достоверно, не только потому, что он был талантлив. Богомолов знал подобных людей, смотрел им в лицо, слушал их рассказы…

«Главное, я не уступил в романе ни одного слова, не поступился ни одним сокращением, не согласился ни на одну, даже минимальную купюру, не изменил ни одного термина». Так писал Богомолов о завершении долгой, мучительной эпопеи с книгой, которая имела невероятный успех, выдержала более ста изданий и была переведена на три десятка языков.

Роман «Момент истины» стал сенсацией не только в Советском Союзе, но и за рубежом. По общему мнению, Богомолов написал свою лучшую книгу. Роман Богомолова охотно читают и сегодня, спустя 50 лет после дебютной публикации.

До последних дней своей жизни Владимир Богомолов словно бы существовал по законам военного времени, которое не терпит компромиссов, требуя от человека жертвенной преданности, бесконечного мужества.

Последние свои годы писатель провел в работе над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», но завершить свой труд он так и не успел. Владимир Осипович Богомолов скончался 30 декабря 2003 года.

На могиле В.О. Богомолова на Ваганьковском кладбище лежит раскрытая книга с надписью: «Момент истины».

 

Владимир Осипович резко выделялся из среды советских писателей. Он был талантлив, оставил после себя прекрасные книги. Однако Богомолов избегал общения, собраний, заседаний – по его собственным словам, он никогда не хотел и не пытался стать членом Союза писателей СССР. Был равнодушен к титулам, званиям. Они у него были, но всякий раз писатель воспринимал и принимал их равнодушно, а, случалось, даже с досадой. Богомолов воспротивился – невиданный случай! – присуждению ему Государственной премии за роман «В августе сорок четвертого».

«Я убежден, – писал он, – что литературное произведение после опубликования должно жить самостоятельно, без каких-либо подпорок и поддержек, а автор должен обходиться без каких-либо поощрений, без различных ярлыков и этикеток».

В одном из интервью Богомолов сказал, что не любит никуда ходить, потому что видит, как люди чего-то друг от друга хотят, и желают выгоды для себя. Ему же ничего ни от кого не нужно, он ни в чем не нуждается.

Главным для Богомолова было литературное творчество: создание картин, палитры образов. Проще говоря – жизнь не среди людей, а среди своих героев.

В 2000 году режиссер Михаил Пташук экранизировал роман Владимира Богомолова «Момент истины». Однако писатель категорически потребовал убрать свое имя из титров, объяснив это тем, что большинство эпизодов книги оказались в фильме провалены. По словам Богомолова, картина «оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа».

Возможно, писатель был чересчур строг, однако считал, что возможности кино, при всем его богатстве средств, все же ограничены. Оно сбивает дыхание литературного произведения, сужает его рамки, «смазывает» характеры героев.

К слову, Богомолов был недоволен и экранизацией своей повести «Иван», хотя она была удостоена множества международных премий. Такой уж у него был характер – везде доходить до сути, находить момент истины. Убедиться в этом просто – перечитать Богомолова. И снова задуматься, удивиться – как ему это удалось?

Источники: https://proza.ru/2022/01/09/1122; https://stuki-druki.com/authors/bogomolov-wladimir-pisatel.php.