Читаем сами и рекомендуем вам
5 декабря 2020 года исполнится 200 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета.
Поэзия Афанасия Фета, бесспорно, – одна из вершин русской классической поэзии. Она не столь широка по тематике, но необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения. Его поэзия очень музыкальна, свыше 180 стихотворений Фета положены на музыку.
Он по праву занял свое место в русской литературе, и по частоте цитирования занимает одно из ведущих мест. Вспомните:
«Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»,
«На заре ты её не буди, на заре она сладко так спит»,
«Шёпот, робкое дыханье, трели соловья»,
«Нет, я не изменил. До старости глубокой я тот же преданный, я раб твоей любви»,
«Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна»…
В судьбе поэта сплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, хватило бы не на одного человека. Прежде всего это две тайны – рождения и смерти.
Все началось в 1820 году, когда в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости. Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение. А 5 декабря 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт.
Когда Афанасию исполнилось 14 лет, мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало.
В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Всего через 2 года выходит в свет его первый поэтический сборник «Лирический пантеон», о котором Белинский сказал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет».
Но сосредоточиться на творчестве и посвятить себя поэзии Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарование, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.
Судьба Фета круто меняется в 1853 году. Ему удаётся перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится всё более известным.
Воодушевлённый успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В 1857 году Фет женился на М.П. Боткиной, дочери крупного чаеторговца. Марья Петровна была женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным. Исполнилась мечта: он счастлив, богат…
Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! После нападок критиков он бежит в деревню, становится рачительным хозяином, на протяжении десяти лет служит справедливым мировым судьей. На улучшение условий жизни сотен крестьян, на школы и больницы для них Афанасием Фетом было положено семнадцать лет. Во всё это время – ни одного стихотворения.
В 1873 году по императорскому указу за ним наконец-то утвердили фамилию Шеншин и вернули дворянский титул. С этого момента все свои письма он подписывал только именем Шеншина, даже метки на столовом серебре велел переделать, но свои произведения писатель продолжил подписывать фамилией Фет. Борьба за возвращение потомственного дворянства длилась около 40 лет. Многие не понимали активности Афанасия Афанасьевича в этой области. Он же думал иначе. Два имени соответствовали двум образам этого человека: потомственный русский дворянин Шеншин, с юных лет преследуемый злой судьбой, и Афанасий Фет – безродный поэт, священнодействующий в храме искусства.
После 20-летнего перерыва в 1883 году вышла новая поэтическая книга Афанасия Фета – «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих».
В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 3 декабря 1892 года он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг… Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер… смерть его как бы была и не была самоубийством.
Фет никогда не боялся смерти, она была ему даже безразлична. Он только жалел, что придется расстаться с творческим «огнём»:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет уходя.
Источники: https://www.culture.ru/persons/8274/afanasii-fet; https://obrazovaka.ru/alpha/f/fet-afanasij-afanasevich-fet-afanasiy-afanasievich.