К 95-летию со дня рождения летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, Почетного гражданина города Ржева А. Г. Николаева.
5 сентября исполняется 95 лет со дня рождения легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, Почетного гражданина города Ржева Андрияна Григорьевича Николаева (1929–2004).
Андриян Григорьевич Николаев – легендарный космонавт из Чувашии, который вошел в первую тройку советских людей, покоривших космос. 22 октября 1962 года решением Ржевского городского Совета депутатов трудящихся «За выдающиеся заслуги в освоении космоса, осуществление первого в мире группового полёта в космическое пространство» Герою Советского Союза А. Г. Николаеву было присвоено звание «Почётный гражданин города Ржева». В этот день космонавт приехал в наш город, во Дворце культуры встречался с ржевитянами. Председатель исполкома горсовета В. П. Афонский вручил майору Николаеву документ о присвоении почётного звания. Космонавт побывал в средней школе № 8. Её ученица Татьяна Тритенко зачитала решение совета дружины о принятии А. Г. Николаева в Почётные пионеры.
Андриян Николаев родился 5 сентября 1929 года в небольшом селе Шоршелы, неподалеку от Чебоксар. Его родители: Анна Алексеевна Алексеева-Николаева – доярка, Григорий Николаевич Николаев – конюх. От момента рождения и до окончания школы Андриян значился под фамилией Григорьев. Согласно местным традициям детей записывали по имени отца. В детские годы говорил на чувашском языке. Родители поженились в 1922-м, вся их жизнь прошла в небольшом домике на два окна. Кроме Андрияна родители воспитывали старшего сына Ивана, младшего сына Петра и дочь Зинаиду.
Юность будущего космонавта пришлась на тяжелые годы военного времени и послевоенной разрухи. Он вспоминал: «Все мужчины села ушли на фронт. Остались одни инвалиды и старики. Отец к тому времени часто начал болеть. По этой причине его не взяли на фронт. К тому же в семье были сестра Зина и брат Петр, оба младше меня. И я втянулся в работу по-настоящему, наравне со старшим братом Иваном. Уже не оставалось время на детское веселье. В войну все подростки очень рано повзрослели. Уже будучи учащимся шестого класса, в дни каникул, я бороновал вспаханное поле. Уставал до изнеможения. А через год мне уже доверяли пахать. На первый взгляд, в этом мастерство особое и не требуется. Но упустишь время – и лошадь может повернуть в сторону, и качество труда будет совсем иное».
В 1944 году Андриян перебрался в г. Мариинский Посад, где жил старший брат, и поступил в лесотехникум. Старший брат Иван говорил позже об Андрияне: «Сполна испытали мы и голод, и холод. По ночам в зимнюю стужу не могли согреться, так как общежитие не отапливалось. В аудитории замерзали чернила. Студенческой стипендии еле хватало, чтобы выкупить дневную норму 400-граммового хлебного пайка. Картошки и той вволю не доставалось… Сознаюсь, я далеко не неженка, и то места себе иногда не находил, так сильно хотелось есть. Порою даже, когда терял присутствие духа, не хотелось браться за учебники. А Андриян, младше меня по возрасту на два года, еще и подбадривал приунывших, показывая личным примером, как следует держаться, чтобы осилить трудности. Вот тогда я понял, что житейские трудности слабых людей делают еще слабее, а сильных – еще сильнее».
В 1947 году после окончания техникума будущий космонавт получил распределение в Северную Карелию в крупный леспромхоз – трест «Южнокареллес», где три года работал на лесозаготовке. Сначала помощником мастера по лесозаготовке, а затем и мастером.
В 1950 году его призвали в ряды советской армии. Так, судьба Андрияна Николаева навсегда оказалась связанной с авиацией. Молодого чувашского паренька отправили в школу воздушных стрелков при Кировобадском военно-авиационном училище летчиков им. В. С. Хользунова. Уже к окончанию курса он почувствовал вкус к летному делу. В 1952 году Николаев поступает в Черниговское ВАУЛ. Здесь он учится 1 год. Затем его переводят во Фрунзенское ВАУЛ, которое он успешно оканчивает. А уже в 1954 году получает назначение в истребительно-авиационный полк Московского округа ПВО.
В конце 50-х годов в СССР начинается строжайший отбор в первый отряд будущих космонавтов. Андрияну Николаеву удается его пройти. В этом выборе сыграла свою роль не только прекрасная физическая форма молодого человека, его великолепные данные летчика, но и рекомендация, данная при вступлении в коммунистическую партию. 7 марта 1960 года Андриян Николаев вместе с другими 11 военными летчиками был зачислен в первый отряд космонавтов ВВС (Группу ВВС № 1). В конце апреля будущих космонавтов привезли в Энгельс, где начались тренировки.
Сам Николаев наиболее сложным испытанием при подготовке к полету считал пребывание в сурдобарокамере, имитирующей полную изоляцию от внешнего мира. В этом замкнутом пространстве будущий космонавт находился 10 суток без какой-либо зрительной и слуховой связи. Осенью 1960 года Андриян был назначен в первую шестерку космонавтов для подготовки к первому пилотируемому полету в космос. В августе 1961 года он становится дублером Германа Титова.
И вот свершилось долгожданное событие в жизни Николаева. 11 августа 1962 года Андриян отправился в свой первый космический полет, совершив 64 витка вокруг Земли. Его позывным был «Сокол». Завершился полет только 15 августа. В этом полете многое было первый раз: первый полет в космос такой длительности – 4 суток; первый раз человек находился в корабле без скафандра и без привязи к креслу; первый групповой полет космических кораблей – на «Востоке-4» одновременно с Николаевым в космос отправился Павел Попович; первая установленная радиосвязь между экипажами двух кораблей; первый раз человек самостоятельно управлял космическим кораблем. Минимальное расстояние между кораблем Николаева и Поповича в космосе составило всего 5 км.
Приземлился Андриян под Карагандой, едва не напоровшись на острые камни. Первое что он сделал – пришел на помощь врачу отряда космонавтов, который немного неудачно приземлился с парашютом в 30 м от космонавта.
2 сентября 1962 года своего прославленного земляка с триумфом встречали жители города Чебоксары, по улицам которого он проехал на кабриолете «ЗИС-110». День его приезда превратился во всенародный праздник. Люди стояли сплошной толпой: от аэропорта до площади Ленина. Они приветствовали своего земляка цветами и радостными возгласами.
Чувашский поэт Юрий Семендер написал по этому поводу такие стихи:
О жизни,
О его работе,
Любой из нас
Узнать мечтал.
Раскованно – словно в полете,
Земляк-чуваш
Нам отвечал.
На звездочки,
Что ярко светят,
С улыбкой хитрой,
Показав,
Спросила бабка: –
С неба эти?
И улыбнулся космонавт.
Первый полет навсегда связал жизнь Андрияна Григорьевича с космосом. По окончании полета Николаев снова продолжил учебу. На этот раз в Московской военно-воздушной академии им. Жуковского. В 1968 году ему вручили диплом по специальности «Летчик-инженер-космонавт». В 1965-м его начали готовить к полетам на кораблях типа «Союз», целью которых была окололунная орбита. В 1963–1968 годах Николаев командовал отрядом советских космонавтов.
В жизни Адриана Григорьевича произошел эпизод, который мог оборвать его жизнь, но показал, что он обладает удивительной выдержкой и терпением. 22 января 1969 года в Кремле был обстрелян автомобиль, где ехали четыре космонавта (А. Николаев, В. Терешкова, А. Леонов и Г. Береговой). Сделал это военнослужащий Советской армии Виктор Ильин. Он принял его за автомобиль Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Николаев был оцарапан пулей в спину, но не потерял хладнокровия. Он перехватил управление у смертельно раненого шофера и припарковал автомобиль.
В октябре 1969 года он становится командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-8».
1 июня 1970 года состоялся второй полет Андрияна Николаева совместно с космонавтом Виталием Севастьяновым на корабле «Восток-9». Полет снова стал рекордным по продолжительности. Он длился 18 суток. Космонавты пробыли на орбите 424 часа 59 минут и совершили 286 оборотов вокруг Земли. После столь длительного полета на земле впервые столкнулись с трудностями при адаптации вернувшихся космонавтов к земной гравитации – «эффектом Николаева». После этого полета были сделаны выводы о важности организации физических тренировок на околоземной орбите.
В мае 1995 года во время интервью газете «Правда» о состоянии после приземления Николаев рассказывал так: «Было очень тяжело. Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели – стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать – иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объеме на 12 процентов. Лежа – 80 ударов, сидя – 100, стоя – 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой. Изменился состав крови. После нашего полета первоочередная задача ставилась – обеспечить на орбите физическую тренировку космонавтов».
Кроме того, объем бедер космонавтов уменьшился на 7,5 см, голени – на 3,5 см. Тонус мышц ослабел на 78%. Минутный объем крови стал меньше в 2 раза, то есть сердце качало крови в 2 раза меньше, чем до полета. У Николаева фактически было предынфарктное состояние. Космонавты не вставали с кроватей еще семь дней. Даже через неделю после завершения полета к вечеру у них поднималась температура, и сильно болели мышцы. Тогда об этом в газетах не писали. Севастьянов был моложе Николаева на 6 лет, поэтому он довольно быстро восстановился. А вот Андриян в течение года перенес два инфаркта и космос оказался для него закрыт.
После второго полета Андриян Николаев целый месяц писал объемные отчеты. После успешной защиты диссертации в 1975-м Николаев стал кандидатом технических наук. Так начинается следующий период его насыщенной жизни. С 1974 года Николаев – первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина. На тот момент он был полковником авиации. Конечно, он мечтал о третьем визите в космос, обращался к руководству с просьбой подключить его к советско-американской программе, однако было принято решение дать дорогу молодым космонавтам.
Параллельно с основной работой Николаев становится депутатом Верховного Совета РСФСР ряда созывов. В 1981 году за достижения в области космических исследований ему присуждена Госпремия СССР.
Андриян Николаев продолжал трудиться первым заместителем начальника ЦУП. В августе 1992 года Андриян Григорьевич был уволен в запас со службы по достижении предельного возраста. И почти сразу начинает работу в аппарате мандатной комиссии Госдумы РФ, куда его пригласил коллега по второму полету Виталий Севастьянов. Так их совместная работа продлилась еще на 12 лет. Помимо этого Николаев занялся научной деятельностью, стал автором более семи десятков научных и художественных трудов о космосе. Это – «Встретимся на орбите» и «Космос – дорога без конца». Последняя книга – «Притяжение Земли» – написана им в 1999 году.
За всю свою долгую жизнь Андриян Николаев был женат только один раз. Его избранницей стала Валентина Терешкова, первая женщина, побывавшая в космосе. Брак продлился 18 лет. В их браке родилась дочь Елена – первый в истории ребенок, чьи мать и отец были космонавтами. Сейчас она второй раз замужем (оба ее мужа – летчики), родила двух сыновей Алексея и Андрея.
Летом 2004 года Андриян Григорьевич прибыл в Чебоксары в качестве главного судьи V Всероссийских летних сельских спортивных игр. 3 июля по пути в гостиницу «Спорт» он скоропостижно скончался от сердечного приступа, который привел к пятому инфаркту.
6 июля 2004 года в селе Шоршелы во дворе дома, где он родился, состоялось торжественное погребение великого сына чувашского народа. На похоронах присутствовали президент Чувашии Н. Федоров, первый президент Российской Федерации Б. Ельцин, его друзья-космонавты П. Попович, В. Севастьянов. Могилу космонавта увенчали саркофагом белого мрамора. Через год, в 2005 году, была выстроена часовня-усыпальница Святых Андрияна и Наталии. На ее внутренней стене нанесены слова из последней книги Николаева: «Мне часто снятся родные Шоршелы и звезды над ними…».
В октябре 2006 года Шоршелский музей космонавтики, открытый в 1972 году, был переименован в Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А. Г. Николаева в Шоршелах.
В Мемориальный комплекс входят: Музей космонавтики, стела «Ракета», бронзовый бюст А. Г. Николаева, Дом-музей семьи Николаевых, православная часовня- усыпальница над могилой А. Г. Николаева, сад-парк им. А. Г. Николаева с аллеей космонавтов и деревьями, посаженными знаменитыми посетителями Мемориального комплекса (заложен в 1962 году).
Среди экспонатов музея много уникальных – парта, за которой учился Николаев, листки бортового журнала космических кораблей «Восток-3» и «Союз-9», заполненные рукой Николаева, скафандр для старта и спуска, личные вещи Николаева и многое другое. Реликвией музея является автомобиль «ЗИС-110» выпуска 1950 года, в котором знаменитого земляка, триумфально проехавшего 2 сентября 1962 года по улицам Чебоксар, приветствовали жители Чувашии.
Именем Андрияна Николаева названы улицы в Чебоксарах и Мариинском Посаде, детский парк в Чебоксарах. Бывая в Чебоксарах, космонавт любил пройтись по улице его имени. На улице Николаева в 1987 году был открыт Памятный знак в честь 25-летия первого полета в космос А. Г. Николаева. В 2011 году на ней появился памятник космонавту. 31 мая 2019 года международному аэропорту города Чебоксары присвоено имя А. Г. Николаева. Его имя носит кратер на обратной стороне Луны.
Источники: https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-nikolaev; https://livingheritage.ru/brand/chuvashskaya-respublika-chuvashiya/andriyan-nikolaev; https://xn--90adebcq9ahbjf.xn--p1ai/history/andriyan-grigorevich-nikolaev/; https://visitvolga.ru/about/people/andriyannikolaev/