Вся семья – писатели

Предлагаем вам познакомиться со знаменитыми литературными фамилиями, представители которых прославились своими литературными творениями. Братья, сестры – писатели – это очень распространенный случай в литературе. Одни писали вместе, а другие творили под разными фамилиями, чтобы их не затмила слава более знаменитого родственника.

Катаевы: Валентин и Евгений

Катаевы — популярные советские писатели — вошли в историю под разными фамилиями. Старший из братьев Валентин Катаев стал известен как романист, автор романа «Белеет парус одинокий». Младший взял псевдоним и прославился как Евгений Петров, соавтор Ильи Ильфа по романам «12 стульев» и «Золотой теленок». Евгений специально работал под вымышленной фамилией, чтобы его не путали с популярным братом.

Валентин Катаев всегда хотел быть писателем. Живя в Одессе, он посещал литературный кружок и творческие поэтические вечера. Приехав в Москву, стал сотрудничать с журналами, публиковал очерки о Гражданской войне и юмористические статьи.

Евгений тоже с детства сочинял рассказы, но о профессии писателя не думал. Он стал младшим следователем в уголовном розыске в Одессе, чем шокировал Валентина. «Я понимал, что в любую минуту он может погибнуть от пули из бандитского обреза» — вспоминал старший Катаев. Он уговорил Евгения переехать в Москву, но тот и в столице нашел не менее опасную работу, устроившись надзирателем в Бутырскую тюрьму. «Я ужаснулся… мой родной брат, мальчик из интеллигентной семьи, сын преподавателя… этот юноша, почти еще мальчик, должен будет за двадцать рублей в месяц служить в Бутырках!» — сокрушался Валентин. Он решил сделать из Евгения журналиста, пообещав приличный заработок, в разы превышавший жалованье надсмотрщика. Несмотря на отказы брата, который утверждал, что «не умеет писать», Катаев-старший все же убедил его сочинить первый рассказ. Из него получился «отличный очерк, полный юмора и наблюдательности». С этого момента началась карьера Евгения Петрова — журналиста и писателя.

Катаев следил за тем, чтобы младший брат не ленился и продолжал работу. Его жена вспоминала: «Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку».

В журнале «Гудок», где работали братья, Петров познакомился с будущим соавтором — Ильей Ильфом. Именно Валентин Катаев предложил двум молодым журналистам работать вместе. «Я представил себе их обоих — таких разных и таких ярких — и понял, что они созданы для того, чтобы дополнять друг друга», — записал Катаев в своих мемуарах. Идея первой книги Ильфа и Петрова «12 стульев» тоже принадлежала Валентину Катаеву, который предложил им идею сатирического романа о сокровищах, спрятанных в стуле.

 

Стругацкие: Аркадий и Борис

Советские писатели братья Стругацкие работали как соавторы и прославились своими фантастическими романами. В детстве Аркадий любил изучать космос, мастерил самодельные телескопы и издавал рукописный журнал. К своим увлечениям он привлекал и младшего брата Бориса.

Аркадий шутил: «Фантастику мы стали вместе писать очень рано. Мне было 9 лет, а Борису — три года. Вернее, не писать, а рисовать. Мы делали вместе целые рассказы в картинках».

После войны Аркадий опубликовал несколько произведений под именем С. Ярославцев, над созданием собственной повести работал и Борис. Но самые популярные произведения — «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век» — Стругацкие создали в соавторстве.

Первую общую книгу, «Страна багровых туч», братья написали, поспорив с женой Аркадия на бутылку коньяка. В течение всей жизни Стругацкие жили в разных городах: Аркадий — в Москве, а Борис — в Ленинграде, и идеи романов обсуждали в письмах и во время встреч на нейтральной территории. В одном из газетных интервью они пошутили, что встречаются на станции Бологое, где открыли кафе «У Бори и Аркаши». «После из Бологого жалоба пришла, что в горкоме от писем прохода нет: читатели пытаются узнать адрес кафе «У Бори и Аркаши», — вспоминал Аркадий Стругацкий.

Он рассказывал, что поначалу братья пробовали писать порознь. Сначала планировали будущий роман, идею, сюжет, композицию, потом разъезжались и работали каждый над своей частью по отдельности или параллельно над одним и тем же куском, а после объединяли, убирая лишнее. «Но впоследствии убедились, что это не самый рациональный метод. Теперь работаем за одним письменным столом, пробуем друг на друге каждое слово, каждый поворот темы...» — говорил Аркадий.

Аркадий писал и отдельно от Бориса: его перу принадлежат повести «Дьявол среди людей», «Подробности жизни Никиты Воронцова». После смерти брата Борис также опубликовал два романа собственного авторства: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

 

Вайнеры: Аркадий и Георгий

Писатели братья Вайнеры, произведениями которых зачитывался весь Советский Союз, появились на свет в Москве, и оба зимой: Аркадий — 13 января 1931-го, Георгий — 10 февраля 1938-го.

По окончании учебного заведения Аркадий Александрович поступил на юрфак МГУ, позднее связав профессиональную биографию с милицией и получив звание мастера спорта по вольной борьбе. А Георгий Александрович стал студентом МГЮА и впоследствии трудился инженером, электромехаником, техником и корреспондентом ТАСС, в 90-х перебрался в США и служил в «Новом русском слове», «Русском базаре» и «Чайке».

Братья Вайнеры встали на писательский путь благодаря совету легендарного Нормана Бородина: он предложил знакомым перенести байки, рассказываемые ими во время застолий, на бумагу. Они отнекиваться не решились и уже через 2 недели подготовили больше 500 печатных страниц. В сокращенном варианте их напечатали в «Советской милиции» и «Нашем современнике.

В 1970-м из-под пера талантливых родственников вышли «Часы для мистера Келли» («Часы для мистера Маргулайса»), по которым через почти 10 лет сняли фильм «Свидетельство о бедности». Вскоре в библиографии обосновались знаменитые «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Лекарство для Несмеяны» и иные, собранные вместе и экранизированные в 2016-м под названием «Следователь Тихонов».

В 1975 году на свет появилась «Эра милосердия». Благодаря Станиславу Говорухину, его переложению романа на пленку и получившемуся в итоге «Месту встречи изменить нельзя», советские телезрители навсегда влюбились во Владимира Шарапова и Глеба Жеглова.

 

Лохвицкие: Мария и Надежда

Сестры Мария и Наденька всегда были дружны. Между ними была разница в три года (Маша старше), однако это не мешало хорошим отношениям двух сестер. В юности обе девочки, любившие литературу, имевшие склонности к сочинительству и мечтавшие занять свое место на литературном Олимпе, договорились: конкуренции между ними быть не должно, это раз, а два – с этой целью начинать свой творческий путь нужно не одновременно, а по очереди.

По первоначальному замыслу сестренок, первой на пьедестал литературного почета должна была вступить Маша, погреться в лучах славы, а затем уступить место Наде, завершив карьеру. Однако они не предполагали, что стихи начинающей поэтессы Мирры Лохвицкой (Маша решила, что для творческого человека имя Мирра подходит больше) так отзовутся в сердцах читателей. Мария приобрела мгновенную и ошеломительную популярность. Первый сборник ее стихов разлетелся со скоростью света, а сама она в конце девятнадцатого столетия была, бесспорно, одним из самых читаемых авторов. А что же Надя? При таком успехе сестры ни о каком завершении ею карьеры не могло идти и речи. Но если бы Надя попробовала «пробиться», весьма вероятно, что тень популярной старшей сестры закрыла бы ее. Надежда прекрасно это понимала, а потому заявлять о себе не спешила. В 1890 году она вышла замуж за Владислава Бучинского. К началу нового тысячелетия супруги разошлись. Надежда появилась в Петербурге с твердым намерением обосноваться в литературных кругах.

Первая вещь, опубликованная Надеждой еще под своей родной фамилией, небольшие стихи, вызвала волну критических замечаний, с одной стороны, и осталась незамеченной читателями – с другой. После первого опыта со стихотворениями Надя поняла: для одного Петербурга двух писательниц Лохвицких многовато. Нужно было другое имя. После усердных поисков оно было найдено: Тэффи.

Первые сатирические опыты, подсказавшие Надежде, что она движется в правильном направлении и давшие впоследствии жизнь рассказам Тэффи, появились в 1904 году. «Проснулась знаменитой» – именно так говорят, когда происходит событие, в одночасье сделавшее человека «звездой», мегапопулярной и узнаваемой личностью. Подобное произошло и с Тэффи – после выхода в свет ее первого сборника юмористических рассказов. Второй сборник, вышедший вскоре после первого, не только повторил его успех, но и превзошел его. Тэффи, как когда-то ее старшая сестра, стала одним из самых любимых, читаемых и успешных авторов в стране.

 

Маршаки: Самуил, Лия и Илья

Кроме знаменитого Самуила Яковлевича Маршака – поэта, переводчика, драматурга, детская литература знает еще двух представителей этой семьи, творивших под псевдонимами.

Это сестра писателя – Елена Ильина (Лия Яковлевна Маршак-Прейс) – автор пронзительной повести о судьбе Гули Королёвой «Четвёртая высота». Дебютировала в печати в 1925 году рассказом в журнале «Новый Робинзон». В том же году выпустила первую книгу «Турусы на колёсах». В дальнейшем печаталась в журналах «Ёж», «Чиж», «Костёр», «Пионер», «Мурзилка» и др.

Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста, которые составили сборники и книги «Лёшка беспризорный», «Два детдома», «Сорока ворона», «Наш поезд», «Был у Кати день рожденья» и другие. Занималась также переводами произведений иностранной литературы на русский язык. Перевела книгу стихов башкирских поэтов «С отвагой в сердце». Стиль Ильиной был разнообразным в соответствии с той возрастной группой читателей, которой в тот или иной период адресовались её произведения. В целом же она всегда стремилась к серьёзному разговору даже с самыми маленькими читателями, старалась заинтересовать детей событиями и явлениями окружающей их жизни.

Брат Илья Маршак, публиковавшийся под псевдонимом М. Ильин, – талантливый писатель-популяризатор. С 1924 года в журнале «Воробей» вёл «Химическую страничку» и «Лабораторию «Нового Робинзона». В 1927 опубликовал книгу «Солнце на столе». Печатался в журнале «Чиж». Его рассказы для детей о простых вещах «Сто тысяч почему» до сих пор интересны юным читателям.

Источники: https://www.culture.ru/materials/253072/bratya-pisateli; https://24smi.org/celebrity/106937-bratia-vainery.html; https://fb.ru/article/420932/russkaya-pisatelnitsa-i-poetessa-teffi-rasskazyi-ekranizatsiya-proizvedeniy-nadejda-aleksandrovna-lohvitskaya-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo