День православной книги
14 марта в России отмечается День православной книги. Дата праздника выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга Ивана Фёдорова «Апостол».
Еще не так давно православной называли литературу исключительно церковную, раскрывающую православное вероучение верующим и тем, кто хотел бы приобщиться к церкви, литературу, признанную самой церковью: Священное Писание, богословскую и церковно-историческую литературу.
Труды отцов церкви, жития святых, книги священников о собственном духовном опыте, книги о церковных обрядах, православных праздниках, руководства по участию в церковных таинствах, проповеди, книги о воспитании детей – все это православная литература. Совсем недавно в православной литературе появился еще один жанр, сразу ставший очень востребованным – книги, написанные священнослужителями для светских читателей. Это рассказы из жизни и священнослужителей, и людей светских, необычных, нестандартных, харизматичных. И начало ему положила книга митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Буквальный перевод с греческого языка слова «православие» означает «правильное учение». Православие – направление христианства, которое исповедует основы добра, миротворчества и веротерпимости. Эти же ценности несет и православная книга. Поэтому понятие «православная книга» гораздо шире, чем просто церковная книга. В середине XX века, когда найти Библию и Евангелие было практически невозможно, роль православной литературы играла русская классика.
Ф.М. Достоевский, один из самых ярких православных писателей и мыслителей XIX века, сказавший так много страшной правды о человеке, заглянувший в темные бездны человеческой души, писал об извечной борьбе добра со злом, о страдании и покаянии, о том, как пройдя мучительным путем греха, раскаявшись и обратившись к Богу, человек разрешает «проклятые вопросы» и постигает истинный смысл жизни. Целый ряд русских религиозных философов считают себя «духовными детьми Достоевского», как заметил Н. Бердяев. «Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский», – пишет он.
А.С. Пушкин, Н.С. Лесков, создавший, по словам М. Горького, «целый иконостас праведников и святых», Б. Зайцев, Н. Шмелев – все они мыслили в категориях православия, о чем говорит все тот же Н. Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».
И произведения советских писателей К. Паустовского, В. Крупина, О. Николаевой, Ю. Кублановского, В. Белова, прошедшего Афганистан В. Николаева, писателя-фронтовика Ю. Бондарева, и, казалось бы, совсем не православных Ч. Айтматова и Ф. Искандера, поднимают все те же вечные христианские темы и ищут духовные идеалы: свобода, нравственность, любовь, гуманизм, смысл жизни, выбор между добром и злом, место человека в этой жизни. А разве не православные писатели В. Шукшин, В. Солоухин, В Распутин? Пусть церковь называет их произведения не православными, а душеполезными, но по сути своей, именно о православных, христианских ценностях идет в них речь. Таким образом, границы между православной церковной книгой и книгой светской по сюжету, но глубоко христианской по сути, провести довольно сложно.
Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2021/03/blog-post_45.html
В читальном зале центральной библиотеки им. А.Н. Островского ко Дню православной книги подготовлена книжная выставка.