85 лет предприятию машиностроения ОАО "Электромеханика"

Среди городских   промышленных предприятий АО «Электромеханика» всегда занимало особое место, ибо было и остаётся для Ржева градообразующим. За 85 лет своего существования завод развивался вместе с отечественной промышленностью, а зачастую сам вносил в этот процесс весомую лепту.

19 августа 1939 года один из цехов располагавшегося в Москве завода № 207 Приказом № 221 Наркома авиационной промышленности Кагановича был реорганизован в сварочные мастерские по ведению экспериментальных работ в области сварки самолётных конструкций, проектированию и изготовлению сварочного оборудования и аппаратуры, производств флюса.

На заводе имелись всего две автомашины, два токарных и один фрезерный станок. Не было водопровода, вентиляции, парового отопления. Но уже в то время в конструкторском бюро и сварочной лаборатории работали опытные специалисты, обладающих духом творчества и новаторства.

Первым директором завода стал один из организаторов советского машиностроения 30-х годов прошлого столетия Матвей Михайлович Сакаллы, участвовавший в создании первого отечественного цельнометаллического дирижабля в 1933 году. В числе первых заказов была сварена фигура рабочего из пластинок нержавеющей стали для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке по заданию Правительства СССР. Высота монумента -23 метра.

В самые тяжелые месяцы 1941 года, когда враг рвался к Москве, с завода ушло в действующую армию и защищать родную столицу в народное ополчение более 60 человек. В соответствии с распоряжением Правительства 8 октября 1941 года завод прекратил свою работу, начал подготовку к эвакуации и погрузку в эшелоны, а уже 18 октября 1941 года отбыл из столицы в Кемерово. Перевезли все оборудование, готовую продукцию, документы секретной части, техдокументацию.... Выгружали, размещали в здании недостроенного коксохимического завода - без крыши, без отопления, без света. А в Сибири уже шёл снег, крепчали морозы...

Но произошло чудо! Уже в декабре 1941 года были выпущены два прерывателя и пять аппаратов для атомно-водородной сварки (АВА-40). К планомерной работе завод приступил в начале 1942 года, был установлен 11-часовой рабочий день.

За годы войны рационализаторами завода было подано 106 предложений и 53 — внедрено, что принесло экономический эффект на сумму более 300 тысяч рублей.

Коллективом завода создано 14 новых образцов сварочного оборудования. Среди них - осциллятор дуговой сварки ОС-1(на фото), газосварочные горелки СМ, СМ-1 и др.

12 июня 1945 года Совнарком принял решение с перебазирования завода из Кемерово в город Ржев. Начался ржевский период жизни завода.

Эшелоны из Кемерово прибыли во Ржев осенью 1945 года.

В разрушенном войной городе из 5434 домов уцелело всего 297. В районе Троицкого парка в развалинах лежали недостроенные производственные корпуса, котельная... На этом месте и предстояло подниматься Государственному Союзному заводу № 493.

Не было ни электроэнергии, ни жилья, ни топлива. Всего на ржевскую землю приехало 190 человек. Не хватало кадров... Но заводчане, напрягая все силы, жили под лозунгом, выдвинутом жителями города – «Мы возродим тебя, Ржев!».

Налаживалось производство. В цеха устанавливалось новое оборудование; вновь организованы химическая, металловедческая и электротехнические лаборатории; цех селеновых выпрямителей, инструментальный цех...

В 1948 году была учреждена Книга Почета завода. Первыми на ее страницы занесены имена слесарей Григория Алексеевича Шумина, Бориса Александровича Герасимова, револьверщицы Евдокии Алексеевны Горюновой и ряда других.

С 1960 года продукция завода стала экспортироваться на внешний рынок – в Польшу, Чехословакию, ГДР, Румынию, Венгрию, Болгарию, Монголию, на Кубу... В 1965 году завод начал производство шахтного оборудования для Индии.

90 – е годы двадцатого века внесли свои коррективы в существование завода. На заводе подводили итоги 1990 года, намечали планы на будущее...Но уже все ощущали дыхание грядущих нелегких лет.

В середине 1991 году сокращается объем заказов на специализированное технологическое оборудование, ухудшается материально-техническое обеспечение, срывы поставок по кооперации, а отсутствие Закона о конверсии лишило предприятие возможности получить компенсацию почти на 9 млн. рублей. Как следствие – рост картотеки, наращивание сверхнормативных остатков... В 1995 году к руководству предприятием пришел Виктор Вениаминович Константинов.

И уже 1996 год стал проверкой коллектива на прочность. Акционерному обществу удалось удержаться «на плаву» в нелегкие времена и сохранить наработанный годами интеллектуальный потенциал. В октябре 1996 года, в Париже, в банкетном зале отеля «Меркурий», В.В. Константинов получает Золотой Приз Европы за качество «Золотой эталон». Это было доказательством, что коллектив объединения в состоянии конкурировать с лучшими образцами продукции на мировом рынке.

Предприятие достойно прошло и время тяжелых испытаний, связанных с кризисом 2008-2009 годов, который коснулся всех отраслей промышленности.

В конце мая 2015 года на «Электромеханике» после 15-летнего перерыва возобновилась традиция проведения ежегодных научно-технических конференций, в которых принимают участие представители ведущих в нашей стране предприятий отрасли авиа-, двигателе- и машиностроения, научных центров.

29 мая 2015 года коллективу предприятия вручена благодарность Президента РФ В.В. Путина «За достигнутые успехи и высокие показатели в профессиональной деятельности», а генеральному директору ОАО «Электромеханика» Виктору Константинову – орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Современное производство развивается в условиях высокой конкуренции, которая обязывает постоянно смотреть вперед и не останавливаться на достигнутом.

За все годы существования АО «Электромеханика» его коллектив оставался верен первоначально заявленной номенклатуре изделий, с годами только расширяя этот перечень. Со временем, учитывая достаточно большие технологические возможности «Электромеханики», оборудование, производимое в Ржеве, было востребовано и космической промышленностью. В связи с этим как не вспомнить первый советский многоцелевой космический корабль «Буран»: большая часть его деталей изготовлена с применением оборудования АО «Электромеханика»!

Сегодня продукция завода используется и в авиации, и в космонавтике, и в судостроении, и в машиностроении, и в медицинской отрасли. Завод участвует сразу в нескольких Федеральных целевых программах по разработке нового технологического оборудования для российской промышленности.  Последние десятилетия АО «Электромеханика» остаётся для Ржева полноценной «кузницей кадров».

 «Электромеханика» прошла много этапов своего развития, стала лидером по использованию самых передовых технологий, самого передового оборудования. Она формирует сегодняшнюю мощь России.

Коллектив завода участвует во всех городских социальных и благотворительных проектах, всегда поддерживает ветеранов, заботится о подрастающем поколении, много делает для благоустройства города.  Детские площадки, модульные фельдшерско-акушерские пункты и другую гражданскую продукцию «Электромеханики» можно увидеть во многих населённых пунктах нашей области.

На сегодняшний день «Электромеханика» – это современный научно-производственный комплекс, поставляющий продукцию в десятки стран мира. Высокий профессионализм коллектива, использование передовых технологий и материалов позволяют заводу проектировать и выпускать оборудование любой сложности, качество и надежность которого отмечены престижными наградами.

 От души поздравляем коллектив и руководство завода с юбилеем! Пусть эта значимая дата станет ещё одним шагом вперёд на пути освоения новых горизонтов, улучшения благосостояния, исполнения всех задуманных планов и проектов. Желаем удачи и процветания АО «Электромеханика».

 

Источники: https://presska.ru, https://el-mech.ru/o-kompanii/istoriya/?ysclid=lzwt2un4s5492737238