Русские светила науки
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765)
В 1742 году в совет академии наук в Петербурге явился молодой человек и, представив целый ряд своих трудов по математике, химии, физике и свидетельство, что он пять лет был студентом университета в Марбурге и учился у знаменитейших ученых, просил дать ему место профессора.
В то время во главе петербургской академии стояли приглашенные из Германии немецкие ученые, между тем как молодой человек был русский. Немцы-академики не особенно дружелюбно встретили молодого русского, но все же не пожелали ему отказать и решили переслать представленные им труды знаменитому ученому Эйлеру с тем, чтобы он высказал об этих трудах свое мнение. Эйлер дал хвалебный отзыв. Тогда молодому человеку заявили, что он может быть принят в академию, но не профессором, а только помощником профессора – адъюнктом, и для начала поручили ему привести в порядок и описать академический музей. Когда поручение это им было исполнено, ему разрешили читать лекции по химии в петербургском университете, состоявшем тогда при академии. Однако вскоре между молодым русским ученым и немцами-академиками возникли разные споры; немцы упрекали молодого ученого в невежливом обращении с ними и настояли на том, чтобы его посадили «под арест».
Сидя под арестом, молодой русский ученый не прерывал своих научных занятий, производил разные физические и химические опыты и хлопотал об учреждении при академии особой химической лаборатории, которой тогда еще не существовало. Освобожденный затем по указу Сената, он с неудержимым рвением продолжал свои научные наблюдения и опыты, принялся за перевод сочинений иностранных ученых и производил собственные исследования. При этом в его занятиях удивительно пестрой чередой сменялись исследования свойств воздуха, трактаты о тепле и стуже, перевод физики, для которого ему приходилось иногда придумывать названия разных инструментов, неизвестных тогда еще в России.
Благодаря этим трудам, молодому русскому ученому, несмотря на вражду и зависть немцев-академиков, удалось получить звание профессора и добиться сооружения химической лаборатории – первой в России – где он стал усердно заниматься со студентами, читал лекции, производил опыты.
Этот молодой русский был Михаил Васильевич Ломоносов, простой архангельский рыбак, родившийся в 1711 году в с. Денисовке, близ Холмогор, бежавший из родного села в Москву учиться, поступивший там в Заиконоспасскую школу, а затем, после шести лет учения, как один из самых выдающихся учеников, отправленный в Германию, в Марбург, где он прослушал курс естественных наук, и во Фрейберг, где он изучил горное дело.
Знаменитый писатель, оказавший великие заслуги русской литературе, давший начало русскому литературному языку, видный поэт – Ломоносов был в то же время и крупным ученым, неутомимым служителем науки. Да наука привлекала его даже больше, нежели поэзия. «Стихотворство – моя утеха, физика – мои упражнения», – писал он.
Облеченный в звание профессора, члена географического департамента и начальника гимназии, он читал лекции по физике, химии и металлургии, делал разнообразные физические опыты и исследования, изобрел разные инструменты, придумал новый способ, как ослаблять громовую силу в тучах, опубликовал новую теорию электричества, предложил новую теорию о цветах, указал способ, как вернее определить корабельный путь, доказал растительное происхождение янтаря и образование каменного угля из торфяников, открыл существование атмосферы вокруг Венеры и т.п. В учении о природе, стоя наравне со славнейшими заграничными учеными, он часто являлся выше их: так, явление северного сияния у Ломоносова удовлетворительнее объясняется, нежели у других ученых того времени. Как физик, он усердно занимался электричеством, написал «Слово о влияниях воздушных, от электрической силы происходящих». Как минералог, выпустил исследование «О рождении металлов от трясения земли». Как метеоролог, устроил самопишущую метеорологическую станцию и т.д., и т.д.
Занявшись теорией света и различных его цветов и оттенков, опытами над красками и окраскою цветов, Ломоносов изобрел новый способ окраски стекол, и, вместе с тем, увлекся мозаикою, т.е. составлением картин из мелких, искусно подобранных кусков цветных стекол.
Все эти работы доставили Ломоносову огромную славу. И не в одной России признавали Ломоносова. Об его научных, как натуралиста, работах в самых восторженных выражениях отзывались знаменитые иностранные ученые.
Но не одним объяснениям явлений природы посвящал он свои труды и способности. Он первый написал сколько-нибудь систематическую историю, которая была руководством в течение всего прошлого столетия; он в особом сочинении «Риторика» дал правила, которые необходимо каждому, кто хочет правильно писать стихотворения и т.п.
Кроме того, Ломоносов много содействовал развитию образования в России, способствовал учреждению московского университета, сочинил проект об открытии петербургского университета, хлопотал об отправках русских молодых людей за границу для усовершенствования в науках, составил ряд проектов, касавшихся промышленности, морского дела, положения разных сословий и пр. Вообще не было той отрасли знания и общественной жизни, куда бы ни проникал его мощный ум, и где он ни оставил бы следов своей деятельности.
При жизни у Ломоносова, как ученого, было немного друзей, гораздо больше врагов и завистников, и заслуги его признаны в полной мере лишь после его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года. Но теперь нет и не может быть уже двух мнений: Ломоносов безусловно величайший русский ученый, первый среди русских служителей науки.
Источник:
В. Русаков. Русские светила науки / В. Русаков – Москва: Вузовская книга. – 2000. – 96 с.