«Люблю я жизнь деревенскую…»
К 90-летию со дня рождения В.И. Белова
Сегодня мы вспоминаем прекрасного писателя и сценариста, которого по праву называют «родоначальником деревенской прозы» Василия Белова.
«Не любить крестьянство – значит не любить самого себя, не понимать или унижать его – значит рубить сук, на котором сидим. Что, впрочем, мы нередко делали в прошлом, делаем не без успеха и теперь...» - писал Василий Белов.
Подробная биография писателя:
https://24smi.org/celebrity/53039-vasilii-belov.html?ysclid=l9feeuiy9g451083489
Творческий путь писателя начинается в 1961 году, когда вышла книга его стихов «Деревенька моя лесная». В его первых стихах уже чувствуется рука мастера, художника деревенской жизни.
Вот заря за соседней крышей
Подожгла полнеба собою,
Краснощекая! — так и пышет
Над вечерней моей землею.
За деревней шелест ольховый,
Там мальчишки дымят кострами
И туманы белой подковой
Расплываются меж кустами.
Однако поэта из него не вышло, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего правдиво и проникновенно писать о деревне.
Расцвет популярности Василия Белова пришелся на 60-е годы, когда вышло его произведение «Привычное дело». Оно сразу стало культовым, причем именно для столичной интеллигенции. Критики и простые читатели были в восторге: первые хвалили язык и сюжет, вторые видели в персонаже Иване Африкановиче себя.
«Многие молодые люди подвлиянием этого произведения покупали дома в деревне, уезжали туда учительствовать по окончании МГУ. То есть эта вещь изменила сознание многих городских людей в 60-е годы, внушив им любовь к уже уходящей русской деревне», — писал П. Басинский.
Повесть «Привычное дело» имеет подзаголовок «Из прошлого одной семьи». Простые человеческие отношения: семья, семь детей, соседи: без страстей и интриг. Привычный сельский труд. Происходят события: смешные и трагические. В общем, привычное дело. Белову хватило и нескольких сотен страниц, чтобы создать интересные характеры, выстроить непростой и напряженный сюжет, рассказать нам историю нескольких поколений одной семьи.
В 1971 году по мотивам повести «Привычное дело» режиссеры Михаил Ершов, Виктор Соколов и Олег Дашкевич сняли мелодраму «Африканыч». Также успешными оказались и другие экранизации произведений Василия Белова: «Плотницкие рассказы» (1973), «Целуются зори» (1977), «Красный обоз» (1989), «По 206-й» (1990), «Все впереди» (1990).
Коллективизации и трагической судьбе крестьянства в 20 веке посвящена трилогия писателя «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестой». «История деревни смахивает на дурной сон. Трагична, безжалостна судьба буквально каждого жилого двора, каждой семьи: из этого правила исключений нет». Таков неутешительный вывод писателя.
Конфликт города и деревни со временем приобретает в творчестве Василия Белова глобальный характер. А вот самую поэтичную вещь Белова – «Лад. Очерки о народной эстетике», можно читать не только для наслаждения, но и для пополнения своих знаний о быте и обычаях наших предков. Язык Белова точный, краткий и красочный, из-за чего в голове выстраивается много образов, которые ведут к пониманию русской души. «Лад» Василия Белова – это серия очерков о жизни русской, точнее – северной, деревни. Писать о народе и его традициях несложно. Сложно писать так, чтобы захватывало дух, так как умел писать Василий Белов!
Книги Василия Белова спрашивайте в отделе взрослого абонемента центральной библиотеки им. А.Н. Островского.