150 лет назад (1874) была открыта железнодорожная станция Ржев-I.

25 июня (7 июля по новому стилю) 1874 года состоялось открытие первого вокзала в нашем городе – станции Ржев-I, как привыкли именовать эту станцию ржевитяне. В Ржев прибыл первый поезд из Торжка. Постройка железнодорожной ветки соединила Ржев с большим всероссийским трактом «из Петербурга в Москву».

Строительство этой ветки сопровождалось большими ожиданиями, вложены были большие средства. На её обустройство было израсходовано 3 миллиона 309 тысяч рублей.

27 сентября 1871 года на земском собрании было заслушано заявление гласного и члена Ржевской управы Попова о ходатайстве Новоторжской железной дороге о строительстве линии железной дороги от города Торжка через Старицу до Ржева. Решение было принято, и уже председатель Ржевской земской управы представлял ходатайство по данному вопросу Министру внутренних дел. Министр путей сообщения, член Госсовета генерал-лейтенант Алексей Бобринский лично контролировал строительство железнодорожной хорды Торжок-Ржев.

В 1874 году был сдан участок железной дороги Ржев - Лихославль, а в 1886 году построена линия Ржев-I - Вязьма, называлась она Александровской. В государственных архивах сохранились уникальные документы, связанные со строительством этой дороги. Так, поставками чугунных изделий занимался питерский Путиловский завод (интересный факт: в 1896 году здесь был создан вагон-храм для работы на железных дорогах). Английский сталелитейный инструментальный завод в Шеффилде отвечал за снабжение различными материалами и металлическими изделиями. Контора московского машиностроительного завода братьев Бромлей занималась перевозкой деталей. Брянский рельсопрокатный завод готовил механизмы для передвижения составов. Коломенский завод производил для ж/д ветки Торжок - Ржев металлические части для мостов. Александровский сталерельсовый завод обеспечивал строительство стальными рельсами. Сормовский завод и московский завод инженера путей сообщения С.С. Генделя поставлял рельсовые крепления и стрелки.

Вокзал назвали Александровским. Первый поезд прибыл на станцию 25 июня 1874 года из Торжка после открытия второй очереди Новоторжской железной дороги. С продлением линии до Вязьмы станция стала принимать транзитные поезда, следующие с Николаевской на Московско-Брестскую железную дорогу. Станция состояла из пассажирской и товарной частей. Станция была большая: делилась на пассажирскую и товарную. Вокзал стоял деревянный, такой, как многие представляют по старым фильмам: колокол для сигналов отправления поездов, рядом металлический бак с кипятком и кружкой на цепочке.

В 1895 году вся линия от Лихославля (тогда станции Осташково) до Вязьмы вошла в состав Николаевской железной дороги. До 1917 года при вокзале функционировали собственные бани для машинистов. Вода поставлялась из водоподъёмного здания на берегу Волги на водовозках.

До 1922 года вокзал назывался Александровским. Такое же название было дано и примыкающему к нему шоссе. После объединения Александровской и Московско-Балтийской железных дорог в Московско-Белорусско-Балтийскую вокзал получил своё современное название – Ржев-Белорусский.

До войны на станции работали известный лётчик, Герой Советского Союза В.Д. Балашов и руководитель ржевского подполья А.П. Телешев. Вокзал в то время имел каменную центральную часть и два деревянных крыла. Во время войны старое здание вокзала было уничтожено.

Новый каменный вокзал был открыт в 1960 году. Рядом с вокзалом был разбит сквер, в центре которого установлен памятник В.И. Ленину. Расцвет станции Ржев-I приходится на 70-80-е годы XX века. Тут и медпункт, и пост транспортной милиции, и отделение почтовой связи, и кафе. А пассажирские поезда следуют через станцию и на юг, и на север: «Мурманск – Адлер», «Адлер – Ленинград» и т.д.

С переводом поездов дальнего следования, транзитом ходивших через станцию, на другие линии, вокзал утратил своё историческое значение. По состоянию на 2015 год, на станции останавливались пригородные поезда «Ржев – Торжок» (следуют от станции Ржев-II) и скорый «Смоленск – Санкт-Петербург» (также заходит на станцию Ржев-II, меняя на ней направление движения).

На сегодняшний день в сквере при станции идёт реконструкция. И после её окончания он станет одним из любимых мест горожан.

Источники:     https://dzen.ru/a/ZbJSKSOr4186i-6h; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B6%D0%B5%D0%B2-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9