105 лет со дня рождения прославленного советского лётчика, Героя Советского Союза Фотия Яковлевича Морозова

27 декабря исполняется 105 лет со дня рождения прославленного советского лётчика, Героя Советского Союза Фотия Яковлевича Морозова. Он родился на ржевской земле, а в историю советской авиации вошёл как лётчик, в годы войны совершивший больше всех боевых вылетов.

 

Родился Фотий Морозов 27 декабря 1919 года в деревне Сухая Орча Ржевского района Тверской области, в семье крестьянина.

Когда парню не было ещё и шести лет, семья перебралась в Москву. Здесь отец стал работать на заводе «Красный пролетарий», а Фотий, окончив восьмилетку и школу фабрично-заводского ученичества, поступил слесарем на тот же завод, что и отец. Юноша увлекался географией, любил чертить, занимался в фотокружке. Быть может, первоначально эти увлечения он выбирал интуитивно, неосознанно, но впоследствии они в полной мере ему пригодилось, будучи помноженными на природные данные — наблюдательность, острое зрение, потрясающую зрительную память, чувство расстояния и пространства, умение моментально находить правильное решение в сложной ситуации. Это стало ясно уже в аэроклубе, когда он впервые поднялся в небо. Без отрыва от производства он окончил аэроклуб Ленинского района Москвы.

Когда Морозова в 1938-м призвали в армию, он оказался в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. После её окончания стал служить в разведывательном авиаполке.

22 июня 1941 года застало младшего лейтенанта Фотия Морозова на полевом аэродроме в Западной Украине. И уже в первый день войны он вместе с другими лётчиками 273-го истребительного авиаполка поднялся в воздух и на своём истребителе И-16 атаковал вражеские бомбардировщики. В этом первом бою с «Юнкерсом» наш земляк получил лёгкое пулевое ранение в голову, но в медсанбат не обращался. В трудном 1941 году Морозов в небе Украины был несколько раз ранен и один раз сбит.

«Конечно, — писал Морозов в биографии, — я тогда не являлся ещё в полном смысле полноценным лётчиком-истребителем. Отсутствовал практический опыт, не хватало гибкости тактического мышления».

В кругу друзей Фотий Морозов уже после войны не раз говорил: «Меня часто называют асом воздушного боя. Но прежде чем подняться на ступеньки мастерства, я получил в боях 6 лёгких и 1 тяжёлое ранение».

Победы и поражения лётчик оплачивал кровью. Его сбивали, а он снова возвращался в полк и снова поднимался в воздух навстречу врагу. Поражения не расслабляли, а закаляли. Победы воодушевляли. Об этом убедительно свидетельствует и хроника фронтовых будней. Так, 16 февраля 1942 года лейтенант Морозов выполнял особое задание командующего ВВС Юго-Западного фронта. При ограниченной видимости произвёл разведку Харьковского, Чугуевского и Роганьского аэродромов противника. Визуально установил, что на них базируется до 150 двухмоторных самолётов. Вернувшись, он по памяти начертил их подробные планы с полной расстановкой самолётов и зенитной артиллерии. Последовал массированный удар штурмовиков. В тот же день разведданными было подтверждено, что на аэродромах взорвано и сожжено несколько десятков «Юнкерсов» и «Хейнкелей».

3 мая 1942 года. Лейтенант Морозов командовал группой самолётов из шести «яков» и шести «илов». Курс держали на Азовское море для уничтожения судов, шедших с ценными грузами и живой силой противника из Таганрога в Мариуполь. Предполагали встретить один караван, а в намеченном квадрате их оказалось два. Решение созрело моментально: «илам» атаковать первый, более многочисленный караван, а «якам» — второй. Прикрыв боевую работу авиагруппы над целями надёжной парой «яков», Морозов бросил истребители и штурмовики в атаку.

После нескольких боевых заходов с бомбёжкой, стрельбой реактивными снарядами и пулемётным огнём все катера, шхуны и баржа были потоплены, а груз горючего и рота фашистов — уничтожены. Это был тот редкий случай, когда никто не пришёл к противнику на помощь — ни истребители, ни сторожевые суда береговой охраны. В том налёте наши лётчики потопили 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, уничтожили 2 цистерны с горючим, роту солдат противника.

3 июня 1942 года Морозов прикрывал девяткой «яков» группу самолётов Ил-2 и Су-2, которые наносили удар по скоплению Ме-110 на одном из фашистских аэродромов. Уцелевшие «мессеры» начали взлетать. Морозов дал команду «якам» на атаку. Фашистов сбивали прямо на взлёте. Весь аэродром окутался огнём и дымом. «Яки» сбили 4 Ме-110, из которых один был на счету Морозова.

Осенью и зимой 1942–1943 годов Морозов сражался в небе Сталинграда. К началу 1943 года он совершил 48 вылетов только на штурмовку аэродромов и войск противника, уничтожил 2 катера, 5 шхун, 1 баржу, сжёг 28 грузовых и легковых автомашин, 6 самолётов и до 60 вражеских солдат и офицеров.

К июлю1943 года гвардии старший лейтенант Фотий Морозов был заместителем командира эскадрильи 31-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии Южного фронта. К тому времени он совершил 432 боевых вылета, принял участие в 52 воздушных боях, сбив 9 вражеских самолётов лично и ещё 5 — в составе группы. Лишь за 4 фронтовых дня августа 1943 года, предшествовавших прорыву нашими войсками «Миус-фронта», Морозов произвёл 17 успешных боевых вылетов на разведку в интересах армейского командования. Провёл 4 боя и лично сбил 2 «мессершмитта».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии старший лейтенант Фотий Морозов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1139. Звание Героя ко многому обязывало. Фотий Морозов глубоко это понимал и воевал фактически за четверых: за перехватчика, разведчика, штурмовика и корректировщика артиллерийского огня. Кроме того, сам же был на истребителе и штурманом. В полку его называли многоцелевым лётчиком. Какой же силой воли, интуицией, реакцией и классом лётного мастерства обладал человек, если мог в одном полёте выполнять целый комплекс сложнейших боевых задач! На него полагались, ему доверяли, знали: такой не подведёт, не уступит врагу без боя воздушной дороги.

Из всего лётного состава полка Фотий Морозов выделялся мастерством воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня. Для их выполнения требовался не просто лётчик, а лётчик из лётчиков. Морозов обладал особым чутьём, можно сказать, врождённым. Расшифровывал ландшафт с любой высоты полёта. Сказывались аналитический ум и острый глаз слесаря-сборщика высокой квалификации. Не пропали даром увлечение топографией и черчением, занятия в кружке фотолюбителей.

В часы, свободные от полётов, Морозов любил покрутить патефонные пластинки, слушал музыку, подолгу любовался утренним восходом солнца, радовался птичьему гомону. Он спешил жить, хотел познать многое, дорожил дружбой. Но главным для него оставалось небо, где в каждом боевом вылете во всей полноте раскрывался его виртуозный талант бойца и разведчика.

В небе Румынии в августе 1944 года Морозову с ведомым пришлось сражаться с восемью «мессершмиттами». Бой был очень тяжёлым — у фашистов было преимущество в количестве и высоте. И всё же нашей паре удалось сбить 2 «мессера» и остаться живыми самим.

А в ноябре 1944-го произошла трагедия. Гордость нашей фронтовой авиации, Герой Советского Союза гвардии майор Морозов был осуждён военным трибуналом (за уголовное преступление) на 10 лет лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до конца войны и разжалован в рядовые. Что же случилось?

Вспоминает однополчанин Героя Григорий Кривошеев: «В 3-ю эскадрилью попал какой-то капитан. Стал выкаблучиваться: «Это не так, это неправильно, в Уставе так-то написано». Вылетов 10 сделал — и вообще воспрял. На какой-то пьянке, причём проходившей без Фотия, этого капитана, обозлившись, избили, после чего тот умер. Фотий как комэск взял вину на себя и получил 10 лет, но позже приговор смягчили, разжаловали в рядовые и оставили в полку, в нашей эскадрилье. Командующий армией Вершинин принял такое решение: «Раз тебе дали 10 лет, собьёшь 10 самолётов — снимем судимость». Дело уже под конец войны было. Так вот, все, с кем он летал, свои сбитые писали на него. Ведь для нас он был бог, даже являясь рядовым. Мы же понимали, кто он, и кто мы. Я с ним вылетов 10-15 сделал, сбивал. Так что к концу войны 10 самолётов набрали, и его восстановили комэском, вернули звание майора. Лично я об этой истории ничего не слышал, но вполне возможно, что это так и было, всё-таки Фотий Морозов был не просто лётчик, а лучший из лучших».

В воспоминаниях Кривошеева есть неточности, но суть изложена верно. Ф. Морозов действительно, не раздумывая, взял всю вину на себя, не допустив уголовного преследования подчинённых ему офицеров.

Войну Фотий Яковлевич Морозов закончил в небе Чехословакии. Всего за годы войны он произвёл более 857 боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв и сбил 21 вражеский самолёт. Последним был — «Фокке-Вульф-190».

После войны судимость с него была снята, и Фотий Яковлевич продолжил службу в авиации. Он вышел в запас в 1965 году в звании полковника, жил в Ленинграде, где и скончался 8 января 1984 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Памяти жертв 9 января.

 

13 января 2012 года в деревне Трубино Ржевского района Тверской области состоялось торжественное открытие памятной доски замечательному земляку, уроженцу деревни Сухая Орча, летчику-истребителю, Герою Советского Союза Фотию Яковлевичу Морозову.

Мемориальная доска была установлена на здании МОУ Трубинской ООШ. Присутствовали педагоги и ученики Трубинской школы, приглашённые гости, глава Ржевского района Валерий Михайлович Румянцев, глава администрации сельского поселения «Шолохово» Антонина Ивановна Рязанова, жители деревни и все местные СМИ. Ученики рассказали о жизни и героическом пути Фотия Яковлевича, о его подвигах и наградах.

 

Источник:

Воробьев В. Фотий Яковлевич Морозов: самый результативный ас // Ржевская правда. – 2020. – 9 января. – С. 17 : фот.; 16 января. — С. 17 : фот.