75 лет Победы. Год памяти и славы.«Вовеки Победа великою будет!»

Песни военных лет и песни о войне, написанные уже в мирное время… Мы их хорошо знаем и любим до сих пор. Тема Великой Отечественной войны волновала лучших композиторов и поэтов нескольких поколений, и они создали в разные годы немало произведений, которые по праву стали лучшими образцами отечественной песенной культуры.

Многие из песен имеют славные биографии. Давайте их вспомним!

 

Автор песни «Москвичи»  Евгений Винокуров как-то признался, что писал слова к будущей композиции под впечатлением от поступка своего школьного товарища Саши Волкова, отправившегося на фронт в 17-летнем возрасте. При этом сам Винокуров также ушел добровольцем в семнадцать...

Инициатива «положения» стихов на музыку принадлежит Марку Бернесу. С ними он влез через окно в квартиру Эшпая и потребовал написания соответствующей мелодии.

- Стихи меня потрясли, - писал композитор. - Они были как будто из моей биографии. Я уходил на фронт с Большой Бронной, которая расположена рядом с Малой... До меня на войну отправился брат Валя, погибший летом сорок первого. Мама до последних дней ждала его возвращения ... Спать ложилась всегда очень поздно. Фраза о свете воспаленной лампы у Винокурова очень точная. В этих словах я видел свою мать, ждущую и раз за разом перечитывающую письма с фронта от меня и брата, - вспоминал Эшпай.

Однако изначальный текст требовал переработки. Ряд фраз не вписывались в песенную концепцию.

Где цоколь из фанеры

Привал на 5 минут.

На польском пионеры о подвигах поют.

Эти и некоторые другие части стихотворения (вроде финала «Пылает свод бездонный,/ И ночь шумит листвой/ Над тихой Малой Бронной,/ Над тихой Моховой») Эшпай с Бернесом "забраковали". Их попытки уговорить Винокурова изменить концовку на что-то более яркое, "с изюминкой", успехом не увенчались.

Константин Ваншенкин вспоминал, как автор текста жаловался на настойчивость «композиторско-певческого дуэта».

- Женя отказывался что-либо менять. Он весьма самоуверенно говорил мне: «И так споет, никуда не денется». В- общем, процесс застопорился.

В итоге самый известный куплет «Москвичей» - «Но помнит мир спасенный/Мир вечный, мир живой/Сережку с Малой Бронной/И Витьку с Моховой» - сочинил Вадим Сикорский.

Винокуров продолжил печатать в своих книгах старый финал, а строки про «мир спасенный» прочно вошли в обиход советских людей.

Источник http://www.9maya.ru/2015/09/26/pesnya-moskvichi-tekst-istoriya-skachat-slushat-onlayn.htm

 

Строчки этой песни известны миллионам россиян, но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев.

В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте.

Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.

Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении — 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт.

Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Чудом можно назвать спасение рядового Герасима Лапина. Наступающие бойцы нашли его, раненного и контуженного, среди трупов. Солдат был присыпан землей, отчего его не обнаружили фашисты. Отправившись от ранения, Герасим Лапин продолжил воевать в составе 139-ой стрелковой дивизии. 

Сержант Власов попал в плен к фашистам - он хотел подпустить врага поближе и взорваться вместе с ними на гранате. Но она не сработала. Однако Константину Власову удалось организовать побег из поезда с пленными. Он примкнул к партизанам и воевал уже в их рядах.

Поэт Михаил Матусовский лично находился на том отрезке фронта, где совершили свой бессмертный подвиг восемнадцать солдат. На этом месте он и сочинил поэму «Безымянная высота». Но она была лишь наброском к песне, которую мы знаем. «На безымянной высоте» родилась спустя 20 лет.

В песне не уточнено, что подвиг был совершен реальными героями. Однако позже поэт М. Матусовский дописал еще одну строфу к ней, где упомянул смелых сибиряков. А в 1966 году на той самой безымянной высоте был возведен им памятник. В 1980-м - уже мемориал. На нем высечены строки легендарной песни. Однополчанин героев, подполковник В. Плотников, опубликовал также документальный рассказ об этом героическом событии.

Источник https://cont.ws/@id44562772/1322113

 

Когда Андрей Смирнов начал снимать «Белорусский вокзал», он понял, что необходима военная композиция, написанная специально для фильма. Возникла загвоздка с выбором автора. Режиссер прослушал несколько произведений разных поэтов-песенников, но ни один вариант его не устроил. Обратиться за помощью к Булату Окуджаве догадался сценарист Вадим Трунин. Смирнову идея понравилась. Его подкупала идея, что песню напишет бывший фронтовик, прошедший через жестокие сражения.

Сначала Окуджава наотрез отказался браться за музыкальную композицию к фильму. Послушаем воспоминания Андрея Сергеевича: «Я приехал к нему домой, рассказал о нашей работе и своей задумке. Булат Шалвович выслушал меня и стал отказываться: «Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Найдите кого-нибудь другого».

Андрей Смирнов все же упросил его ознакомиться со сценарием, но Булату Шалвовичу не пришелся по душе сюжет кинокартины. Затем режиссер убедил его съездить на киностудию: «И тогда я пошел на отчаянный шаг — решил показать ему отснятый материал. Привез на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось».

Впоследствии знаменитый бард рассказывал, что ему импонировала мысль о песне, которую обычные солдаты могли петь в окопах. Поэт долго разрабатывал тему, но дальше работа пошла быстрее: «Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия.  Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять».

Вскоре Булат Шалвович принес композицию на прослушивание. Исполнять ее пришлось перед все съемочной группой.  Когда поэт закончил петь, аудитория растерянно молчала, но Альфред Шнитке взял ситуацию в свои руки. Он сам сел за фортепьяно и предложил остальным спеть песню хором. Тут стало ясно, что композицию идеально соответствует духу картины.

Источник: https://pikabu.ru/story/istoriya_sozdaniya_pesni_nam_nuzhna_odna_pobeda_6802074?utm_source=fbmain&utm_medium=social&utm_campaign=longread&utm_content=music&utm_term=6802074

 

У песни «Баллада о матери» два автора и два рождения. Автор слов - Андрей Дементьев, музыки - Евгений Мартынов.

Вспоминает Андрей Дементьев: «Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот  слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села.  Она ждала сына  с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя  на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение «Баллада о матери».

Вспоминает Евгений Мартынов: «Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к сочинительству. Вскоре я написал свою первую песню «Берёзка» на слова С. Есенина... Следующей попыткой была песня «Баллада о матери»...

Через месяц песня была готова. И когда я проиграл её музыкантам в Донецке, то они в один голос посоветовали показать песню музыкальной редакции Центрального телевидения. Вскоре она прозвучала в исполнении Людмилы Артёменко в телевизионной передаче «Алло, мы ищем таланты!». Однако поставила песню «на ноги» София Ротару... После визита на Центральное телевидение я решил показать песню «Баллада о матери» автору стихов. Приехал в редакцию журнала «Юность», где Андрей Дмитриевич работает заместителем главного редактора. Зашёл к нему в кабинет и сказал: «Хочу показать песню на ваши стихи»... Должен сказать, что Андрей Дмитриевич не проявил особого восторга. Оказалось, что ему уже дважды показывали музыку на эти стихи, и всё было неудачно. А тут я ещё явился в горячую пору: номер сдавали...

Вечером дома у Дементьева я проиграл ему «Балладу» и спел. Ему понравилось. Вот так состоялось наше знакомство, которое вылилось в большую творческую дружбу...»

Источник: https://pandia.ru/text/80/619/25290.php