75 лет Победы. «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны»

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ ДУНАЕВСКИЙ

(27.05.1922–23.04.1945)

Константин Дмитриевич родился 27 мая 1922 года в Ржеве, окончил 6-ю городскую школу и Ржевский аэроклуб, учился в Батайском авиационном училище, работал на Дальнем Востоке. Его отец вспоминал: «Суровые требования жизни, созданные в силу сложившихся условий в нашей семье, сыграли положительную роль в формировании характера Кости. Он рано познал, что труд делает человека счастливым, полезным людям, обществу. У Кости пробудилась склонность к общественной деятельности, активное отношение к жизни». Перед самой войной он окончил Чкаловскую военную авиационную школу. Одно огорчало: шла Война, а он нес службу на далеком тыловом аэродроме. Из писем матери, Надежды Ивановны, Костя знал, что и отец, и два брата сражаются с фашистами. Он писал один рапорт за другим с неизменной просьбой: «Прошу направить на фронт».

И, наконец, желание его осуществилось в декабре 1943 года. Это был особый полк, в боевой судьбе которого слава и доблесть ежедневно ходили рядом со смертью, а добытые им разведданные порой решали судьбу стратегических операций. Летный и штурманский состав в полку подобрался крепкий, высококвалифицированный, закаленный в боях. Прошло немного времени, и новичок Дунаевский встал в ряд самых опытных, надежных разведчиков.

Дунаевский одним из первых в полку стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов в дневное время. По десять раз его самолёт появлялся днём над Берлином, Данцигом и Гдыней, восемь раз — над Кёнигсбергом, шесть раз над Штеттином. После расшифровки доставленных им разведданных в воздух поднимались большие группы наших штурмовиков и бомбардировщиков, нанося весомый урон врагу. В экипаж Пе-2 входили, кроме командира, лётчик-наблюдатель старший лейтенант Плие Нурпеисов, стрелок-радист старший сержант Сергей Кононов (уроженец Торжка) и воздушный стрелок старший сержант Михаил Панфилов.

15 мая 1944 года при разведке железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в тяжёлую обстановку: у Могилева гитлеровцы встретили самолёт шквальным зенитным огнём. Но разведчик не сошёл с боевого курса и сфотографировал цель. У Бобруйска его снова обстреляли. При первом заходе на цель прямым попаданием снаряда вывело из строя левый мотор. Но, несмотря на серьёзное повреждение машины, Дунаевский сделал второй заход, заснял цель и возвратился на аэродром.

Во время операции «Багратион» по освобождению Белоруссии в июле 1944 года командир полка докладывал в Ставку: «Экипажи Глушенкова, Дунаевского при сильном противодействии ПВО противника сфотографировали предмостные укрепления города, порта и крепости Кёнигсберг и укреплённый район Мазурских озёр». Вот когда ещё начали готовить штурм столицы Восточной Пруссии.

7 сентября экипаж Дунаевского проводил разведку нескольких восточнопрусских железнодорожных узлов. В районе Ортелъсбурга

его атаковали три истребителя. Маневрируя и отстреливаясь, экипаж уходил к своим, но близ линии фронта самолёт был прижат к земле, а его правый мотор вышел из строя. Дунаевский сумел перетянуть через фронт и сел на переднем крае. Немецкая артиллерия открыла огонь по самолёту, но экипаж, успев вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты, укрылся от обстрела.

В начале января 1945 года по заданию Ставки Верховною главнокомандования экипаж гвардии старшего лейтенанта Дунаевского на Ту-2 выполнил с высоты 7000 м подробное площадное фотографирование Берлина, на основании которого Генштаб и маршал Жуков начали планирование взятия столицы фашистской Германии.

26 марта экипаж Дунаевского получил задание произвести разведку двух аэродромов противника в районе Берлина. Задание было выполнено, а на обратном пути экипаж, невзирая на огонь зениток и патрулирование истребителей, зашёл по собственной инициативе на центр города и произвел его фотографирование.

К апрелю 1945 года, то есть за год с небольшим, командир звена гвардии старший лейтенант Дунаевский произвёл 106 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны противника, из них 10 - в дневных условиях. 27 боевых вылетов были выполнены в сложных метеорологических условиях, при малых высотах, с одновременной штурмовкой немецких войск, эшелонов и автоколонн. По штабным данным, экипаж Дунаевского сфотографировал 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных батарей, 925 судов и много других объектов.

В начавшейся 16 апреля битве за Берлин приходилось подниматься в воздух по 3—5 раз в день. 23 апреля экипаж трижды летал над Берлином, возвращаясь с ценными сведениями, помогавшими наземным войскам продвигаться вперёд. В четвёртом полёте радист Сергей Кононов передал по рации донесение Дунаевского: «Задание выполнил, иду домой». Но самолёт был сбит зенитным огнём, и лучший в полку экипаж погиб.

Наш земляк похоронен на Кутузовском мемориале у польского города Болеславца.

После взятия Кёнигсберга, укрепления которого наш земляк неоднократно сфотографировал в подробностях, Дунаевский был представлен к званию Героя Советского Союза.

18 августа 1945 года гвардии старшему лейтенанту Константину Дмитриевичу Дунаевскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В настоящее время 47-й гвардейский Борисовский Краснознамённый ордена Суворова III степени разведывательный авиаполк ВВС России базируется в Воронеже. 9 мая 2001 года один из самолётов СУ-24МР этого полка с бортовым номером 1 получил имя «Константин Дунаевский». На фюзеляже была нанесена символика боевых заслуг полка: знак «Гвардия», орден Красною Знамени, орден Суворова и надпись «Борисовский», а также «Золотая Звезда» Героя, которой удостоился наш земляк.

 

По его снимкам разрабатывалась Берлинская операция. Константин Дмитриевич Дунаевский // Воробьёв В. М. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ. Биографические очерки. Том 3. – Тверь, 2015. – С. 153 – 157.