30 мая отмечает свой 85-летний юбилей удивительный человек, талантливый педагог, энтузиаст своего дела – Майя Игнатьевна Бойцова.
От всей души поздравляем Майю Игнатьевну с Днем рождения и желаем ей крепкого здоровья, вдохновения, творческих свершений и талантливых учеников!
Родилась юбилярша в Смоленске. Майя Игнатьевна так вспоминает о своем детстве и нелегком послевоенном времени.
«Первый раз я вышла на сцену, когда мне не было шести лет, и сцена эта представляла собой два грузовика с откинутыми бортами. Было это в селе Марьино под Тулой. Недавно началась война, и все думали, что она продлится несколько недель, не больше. Отец привез нас с сестрой из Смоленска к бабушке. Там, в Марьино, был расквартирован штрафной батальон. Первым моим концертмейстером был профессиональный аккордеонист дядя Боря Цымбал, он же пел со мной дуэтом. Также в выступлении принимали участие художник дядя Саша Осипенко и скрипач Гондельсон. Скрипач выжил один из всего батальона – остальные погибли под Тулой.
В нашей семье пели все, кроме отца. В деревне Пирютино Ржевского района, куда семья переехала в 1948 году, сохранились патефон и пластинки, преимущественно Лемешева, фрагменты из различных опер. Я стала ходить в пятый класс школы №3, где директором был Михаил Степанович Поцепня. Он же некоторое время преподавал в нашем классе математику и физику. Поцепня являлся центром организации мероприятий. Меня он выделил среди учеников как девочку с хорошими вокальными данными. Михаил Степанович оставил меня после уроков, пригласил в класс возле своей квартиры – тогда директора с семьями обязательно жили при школе. Сел за учительский стол, меня поставил к задней стене класса и велел петь. Пела я долго, мой репертуар был огромный. Так продолжалось несколько раз. Наконец, он выбрал для исполнения песню «Степь да степь кругом». Я пела в хоре и солировала. Хором руководил Георгий Якубенко.
Выступали в праздники, на родительских собраниях. Было общегородское жюри, состоявшее из учителей, представителей горкомов партии и комсомола. Председательствовала заведующая гороно Ольга Алексеевна Зверева. Мы ставили фрагмент из «Бориса Годунова» — сцену в корчме. Ставили спектакли и в кукольном театре, например, «Сказку о царе Салтане», где я исполняла роль поварихи. Куклы сами лепили из глины, за которой ходили на Лочу, сами шили им костюмы, делали декорации.
Жили весело, несмотря на трудное время. На такую мелочь, как неважная одежда и тяжелый быт, не обращали особого внимания. Также в школе работал кружок географии, который привлекал меня больше пения и музыки. Им заведовала наша классная руководительница Елизавета Ивановна Никитина, увлеченный человек. К восьмому классу я была знакома с деятельностью всех путешественников: Марко Поло, Васко де Гама, Арсеньева. Кумиром стал Пржевальский – и долго оставался для меня идеалом целеустремленности. С Михаилом Степановичем мы активно сотрудничали до того времени, как его назначили директором школы №2. Позже встречи стали редкими, но до его кончины в 1974 году мы сохраняли дружеские отношения.
В 1951 году я начала обучение в восьмом классе Пушкинской школы, где директорствовал Яков Иосифович Гуревич. Он заметил мое активное участие в школьных олимпиадах и сразу привел к Надежде Семеновне Румянцевой, которая вместе с супругом Василием Дмитриевичем руководила художественной самодеятельностью. Она же стала первым преподавателем по классу фортепиано в только что открытой на базе школы имени Пушкина музыкальной школе. Надежда Семеновна делала упор на классику, доступную для детей. Я жила в Пирютине и дважды в неделю после репетиций вынуждена была оставаться ночевать в школе. Гуревич, как и все директора того времени, также жил при школе с женой и тремя детьми. Они вместе с завучем А. Муравьевым заботились обо мне, подкармливали, Яков Иосифович определял меня на ночлег в своем кабинете.
В 1953 году в музыкальную школу приехал преподавать фортепиано Александр Львович Бурштейн. Несмотря на юный возраст – ему было 19 лет – он произвел на всех большое впечатление. За знакомство с ним я благодарна Гуревичу, в выборе профессии Бурштейн сыграл решающую роль. Александр Львович стал моим аккомпаниатором. Когда я закончила школу (с серебряной медалью), вместе с ним мы поехали в Калинин, где он аккомпанировал мне на вступительном экзамене в музыкальное училище, устраивал в общежитие, познакомил с родственниками, которые поддерживали меня во время обучения.
По окончании училища я год проработала в Селижарове, где руководила хором, вела фортепианный кружок. В 1959 году переехала в Ржев и по приглашению Гуревича пришла работать преподавателем теоретических дисциплин и хора в музыкальную школу, где тружусь по сей день. Вместе с Гуревичем мы проработали 17 лет до открытия в Ржеве музыкального училища.
В 1963 году стараниями Гуревича было открыто хоровое отделение для взрослых при вечерней музыкальной школе. Желающих было много, отобрали пятьдесят человек с замечательными голосами и музыкальным слухом. Хор стал непременным участником праздников и торжественных заседаний в Ржеве. Я на общественных началах вела там теоретические дисциплины и дирижирование, Яков Иосифович преподавал начальный курс ознакомления с фортепиано. Для некоторых способных учеников хоровая студия стала стартом для дальнейшего покорения музыкальных высот.
В шестидесятые годы был создан филиал музыкальной школы на территории ржевской воинской части, где я преподавала сольфеджио и вела самодеятельность».
Музыкально-хоровая студия выпустила немало замечательных музыкантов. Анатолий Безденежный впоследствии стал народным артистом России и солистом Липецкой филармонии, Элеонора Муравьева – преподавателем Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, Почетным работником культуры и искусства Тверской области, Валентина Соколова – артисткой хора Белорусского национального Академического театра оперы и балета, Галина Семилетова (Кепова) – директором Брянского Дворца культуры, руководителем его вокальной студии. Выпускники студии В. Лисичкин, П. Евстигнеев, Г. Хмылкова, Р. Шерстюк, В. Сорокина, Л. Карп, Г. Самсонова, А. Смолькова, Л. Краснопевцева и другие составляли основу хора Павлова при клубе железнодорожников.
А когда появился Университет музыкальной культуры, Майя Игнатьевна приступила к музыкально-просветительской деятельности, с которой связана вся ее последующая творческая жизнь.
Несколько лет Майя Игнатьевна руководила знаменитым в свое время хоровым коллективом Дворца культуры «Электромеханика». И книги «По законам вдохновения» (Из истории Дворца культуры города Ржева Тверской области): «В 1975 году во Дворец культуры «Электромеханика» приходит творческая личность, профессионал – музыкант и хормейстер Майя Игнатьевна Бойцова. Она любит приговаривать: «Душа должна петь».
Своим талантом и творческой энергией она наполняет участников хора, в состав которого входили работники предприятия, и, как говорят спортсмены, открывается второе дыхание…
Майя Игнатьева очень любит творчество Александры Пахмутовой и активно дополняет репертуар классики, народной и патриотической песни хитами конца 70 годов, работая в тесном тандеме с концертмейстером Эмилией Вацлавовной Дмитровской (Степниковой)».
Но все-таки основной работой у Бойцовой всегда была педагогика. Она преподавала хоровые и теоретические дисциплины.
Известна и музыкально-публицистическая, музыкально-краеведческая деятельность Бойцовой. Вспомним, например, публикации, посвященные Т. Филиппову, выдающейся певице, уроженке тверского края Д. Леоновой, гениальному В. Моцарту, Ф. Шаляпину и другим. Майя Игнатьевна Бойцова – первая ржевская преподавательница музыкальной школы, которая награждена медалью «За развитие Тверской области», федеральным знаком «За развитие культуры».
Изменилось время, изменились формы музыкального просветительства, но Майя Игнатьевна Бойцова, как и прежде, несет свои знания людям. Обогащает ее лекции-концерты непременное использование вокальных произведений, и эту часть программы обычно готовит сама Майя Игнатьевна. Долгие годы она занималась на общественных началах с вокалистами-любителями Светланой Ядровой, Павлом Евстигнеевым, Эдуардом Левиным, Валентиной Кудрявцевой, Аркадием Ивановым, Виктором Крючковым, Тамарой Цветковой, Ниной Хрусталевой. Постоянным аккомпаниатором у воспитанников Майи Игнатьевны на протяжении последних 30 лет была Эмилия Степникова. В настоящее время бессменным участником вокальных программ является Игорь Гоманюк, мастерство которого было высоко оценено на конкурсах вокалистов-любителей.
Бывшие ученики с любовью и благодарностью вспоминают своего преподавателя.
Вспоминает Трунева Антонина Владимировна: «Майя Игнатьевна Бойцова – человек необыкновенной эрудиции, истинный служитель искусства, занималась с учениками не только по программе, мы слушали с ней много прекрасной музыки. Она щедро делилась своими феноменальными знаниями в области истории музыки. Нам, учащимся музыкальной школы, наши педагоги казались небожителями, хотелось быть похожими на них: настолько они были обаятельны, умны, красивы и, конечно, талантливы. Любовь к музыке, которая была заложена моими преподавателями, повлияла на выбор будущей профессии».
Вспоминает Безденежный Анатолий Дмитриевич: «Но и большой вклад внесла в мое решение Майя Игнатьевна Бойцова, моя учительница. Она сейчас живет в Ржеве, при возможности я приезжаю к ней в гости. Тогда она была преподавателем Ржевской детской музыкальной школы».
За многолетний труд Майя Игнатьевна занесена в список победителей ежегодного конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший работник культуры года» (проведен в рамках Всероссийского Дня работника культуры и Года культуры в 2014 году) – в номинации «За преданность профессии».
Подробнее: https://newrzhev.ru/history/item/1989-1787; https://vk.com/wall-129786989_248?w=wall-68244483_26304; https://vk.com/wall-32176317_29565; https://dk-rzhev.tver.muzkult.ru/media/2018/09/11/121...