600 лет со времени канонизации (обретения мощей) Преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422)

18 июля православные верующие празднуют 600 лет обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) – игумен, основатель Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь русского монашества и один из самых известных и почитаемых в мире русских святых.

Основным источником сведений о подвижнике является Житие, написанное около 1418 года его учеником Епифанием Премудрым, известным книжником начала XV века, иноком Троице-Сергиевой Лавры. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев, вел собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития.

В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия.

 

Датой рождения Сергия Радонежского считается 3 мая 1314 года, хотя документального подтверждения этому нет: житие, написанное Епифанием Премудрым, не указывает ни точного места, ни даты его рождения. Принято считать, что он – уроженец села Варницы, родился в боярской, но вскоре обедневшей семье, в которой, кроме него было еще два сына. Обеднев, все они перебрались в город Радонеж.

Вообще, внешними событиями жизнь Преподобного Сергия не богата. С юности мечтал о монашестве, но по просьбе родителей, оставшихся на его попечении, отложил осуществление мечты до их кончины. Потом, пожив немного с овдовевшим братом в монастыре, уговорил его попробовать совсем удалиться от мира. Вместе они поселились в лесу на холме Маковец у реки Кончуры, построили там деревянную церковь во имя Святой Троицы, но брат не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушел в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. А Варфоломей остался. Знакомый игумен Митрофан постриг его в монахи с именем Сергий, и через пару лет к нему стали присоединяться другие иноки.

Образовалась монашеская община, потом монастырь, Сергия избрали игуменом. Жили строго – молились, трудились. Слава обители и ее настоятеля росла, в нее стали стекаться паломники, начали селиться по соседству, появились щедрые жертвователи, а у Сергия – ученики. Он ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях: не принося с собой из мира никакого имущества, троицкие иноки должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями.

Как указано в Житии, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных сел, деревень и городов для получения духовного совета, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как пишут агиографы Сергия, он нередко исцелял страждущих, а однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к игумену. Слава о чудесах Сергия быстро распространилась по Руси. К нему стали приходить болящие из разных местностей. И никто из них не уходил без доброго совета и исцеления.

Однако Сергий не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю.

Заслуги Сергия перед Отечеством не сводятся лишь к его миротворческим походам и благословению воинов, идущих на Куликовскую битву. Для современников он стал подлинным «светильником» – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия.

Сергий основал, кроме Троицкого, еще несколько монастырей и послал в них своих учеников, которые, в свою очередь учредили еще более 40 обителей.

Так, в трудах, воздержании и молитве, как сообщает Епифаний Премудрый, достиг Преподобный глубокой старости, предупредил братию о своей скорой кончине, а перед самой смертью призвал всех, дал наставления, причастился и 25 сентября 1392 года скончался. Почитать его как святого начали еще до того, как на Руси появилась практика канонизации.

А 5 июля (18 июля по новому стилю) 1422 года, по свидетельству Пахомия Логофета, были обретены его нетленные мощи, ставшие главной святыней Троице-Сергиева монастыря. До XX века их всего три раза выносили за его ограду – дважды в XVIII веке, спасая от пожара, и в 1812 году – во время войны с Наполеоном.

В 1919 году в целях борьбы с «религиозным дурманом» началась кампания «вскрытия мощей». Не избежали общей участи и останки Преподобного Сергия. Только главу святого верующим удалось спрятать, а мощи его стали экспонатом Сергиевского историко-художественного музея. В 1941 году их вместе с музейными фондами эвакуировали в Соликамск и только после войны, в 1946 году, вернули церкви. С тех пор они навсегда обрели свое место в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Источники:         https://ria.ru/20180717/1524755875.html; https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/.

 

Книги о Сергии Радонежском:

Борисов Н. С. Сергий Радонежский. – 3-е изд. – Москва, 2004. – 296, [2] с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Жизнь и житие Сергия Радонежского: [сборник]. – Москва, 1991. – 366 с. : ил., [16] л. ил.

Зайцев Б. К. Преподобный Сергий Радонежский: рассказы, повесть. – Москва, 1991. – 128 с.

Преподобный Сергий Радонежский. – Москва, 1992. – 271 с. : ил.

Преподобный Сергий Радонежский : история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции : материалы международной научной конференции, Москва, 27-28 мая 2014 г. – Москва, 2015. – 361, [2] с. : ил.

Сергий Радонежский. Чудотворец Святой Руси : [сборник]. – Москва, 2014. – 284, [2] с.

С этими и другими изданиями, посвященными жизни и роли в русской истории Сергия Радонежского, вы можете познакомиться в центральной библиотеке им. А.Н. Островского. Среди книг есть и жития, и научные монографии, и художественно-биографические исследования об одной из ярких фигур в истории средневековой Руси.