«Жить, чтобы оставить след»

Ещё в 19 веке поэт-декабрист Фёдор Глинка в книге «Письма русского офицера» писал: «Всякий путешественник, наблюдатель нравов и обычаев отечественных, приехав во Ржев, заметит, что жители его склонны к механике…»

И это действительно так. В рубрике «Жить, чтобы оставить след», рассказывается о наших выдающихся земляках, прославивших ржевскую землю своими открытиями и достижениями в области науки и техники.

                 

 

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

                                                                                                      Г. Кобаев

       20 апреля исполняется 90 лет со дня рождения Николая Никитича Сафронова (1931-1997), выдающегося ржевитянина, главного конструктора ПО «Электромеханика», изобретателя веломобиля, лауреата Государственной премии РФ.

        Его художественные и технические способности были уникальными. Детство Николая Сафронова пришлось на войну, оккупацию, разруху. В трудное для семьи время Николай рано пошел работать, учебу завершил в вечерней школе. А потом поступил учиться в Московский авиационный институт.

        После учебы вернулся в родной город и всю жизнь проработал инженером-конструктором на предприятии «Электромеханика». Его перспективные разработки были отмечены правительственными наградами. Профессионал в своем деле мог бы довольствоваться достигнутым. Но неиссякаемые идеи технической мысли не давали покоя автору. Он упорно старался воплотить их в жизнь. У Николая Никитича было немало солидных технических разработок. Однако самой известной стала  конструкция, ничем не отмеченная – веломобиль. 

        В 1993 году его снимали журналисты РТР – сюжет из Ржева увидела вся Россия. На ПО «Электромеханика», даже собирались начать производство веломобиля. В изданном проспекте говорилось, что это веломобиль - амфибия, способный передвигаться и по земле, и по воде. Машина с педалями имела четыре передачи и задний ход, развивала скорость до 42 километров в час. Сразу два человека могли совершить на веломобиле загородную поездку, отправиться на охоту или рыбалку, от дождя и солнца их защищал складной тент. Увы, веломобилю «Проба-1» не суждено было выехать на магистрали. Настали «лихие» времена, и полезное изобретение было обречено пылиться в гараже ржевского Левши. Далее

 

О Максиме Егоровиче Немилове, нашем славном земляке, ученом-самородке сохранилось очень мало биографических сведений.

Родился он в Ржеве, в мещанской семье и жил примерно в последней четверти XVIII и первой четверти XIX веков.

Федор Глинка так писал о нем: «Максим Егорович Немилов, живущий теперь во Ржеве, может служить ясным доказательством того, что там и до сей поры не перевелись еще остроумные художники-самоучки. Этот человек доказал на деле, что прилежание, соединенное с терпением, может всему научить. Нет художества, в котором бы он не упражнялся и которого хотя бы отчасти не постиг: он мастер золотых дел, слесарь, столяр, живописец и механик». Ф. Н. Глинка рассказал также, что накануне его приезда Немилов «сделал тележку, на которой три человека, приводя в действие скрытую пружину, легко могли ездить без лошадей».

Проживая в Ржеве, Немилов строил плотины, мельницы, сооружения для крепления берегов, для защиты различных прибрежных построек от наводнений и паводков. В 1809 году за модель разборного шлюза с камерой он был награжден золотой медалью. Шлюз этот был изобретен Немиловым для уничтожения мелей и порогов, находящихся в судоходных реках. «Устроением сих шлюзов по Волге судоходство несказанно облегчится, а по Тверце судам с полным грузом можно будет идти помощью оных в самую мелкую воду, и они не принуждены будут стоять по два месяца за недостатком воды». Вот как характеризовал Немилов своё изобретение. Далее

Ржевские пиротехники

В этом году исполняется 105 лет со дня рождения Валерия Михайловича Коллара (1916–1991).

Коллары – фамилия в ржевской истории известная. Основатель династии Колларов – Иосиф – был родом из чешских Карловых Вар. Принимал участие в одной из военных компаний, попал в плен и оказался в России. Женился на ржевитянке Полине и основал в городе пиротехническую мастерскую. В семье Иосифа Коллара было семеро детей, и после его смерти специальность отца перенял старший сын Павел.

Павел Иосифович был высококвалифицированным пиротехником, он учился в Петербургской лаборатории, специализирующейся на производстве сигнальных ракет. В 1905 году Павел Иосифович женился на Антонине Павловне Немировой – дочери Павла Семеновича Немирова – известного ржевского мецената. Большой деревянный дом, который построил Павел Иосифович в Ржеве и сейчас стоит на углу улиц Комсомольской и Островского. Это в районе Филипповой дачи. А в пиротехнической мастерской творились чудеса. Работало в ней семь человек: сам Павел Иосифович и три его племянника – Валерий, Василий, Иосиф, а также соседи. В особо загруженные дни, при подготовке к праздникам, нанимали ещё рабочих. Большой труженик Павел Иосифович Коллар с годами стал мастером «огненных изделий» – фейерверков. «Фейерверки во Ржеве проводились довольно часто. …До революции в Пасху, во время Крестного хода…жгли «потешные огни». Далее

Продолжаем рубрику «Жить, чтобы оставить след», где рассказываем о наших выдающихся земляках, прославивших ржевскую землю своими открытиями и достижениями в области науки и техники.

В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения талантливого изобретателя морского вооружения, нашего земляка Алексея Павловича Давыдова.

Тверская земля, отдаленная от морей и океанов, дала Отчизне немало выдающихся деятелей, внесших заметный вклад в становление и развитие Военно-морского флота России. Алексей Павлович Давыдов изобрел и лично сконструировал десятки уникальных приборов для флота: автомат-визир для непрерывного сопровождения цели, первый в мире гироскоп. Давыдов изобрел силовую следящую систему для автоматической наводки орудий. Ему также принадлежат другие изобретения и усовершенствования в области минного дела, прицелов и приборов автоматической стрельбы. А. П. Давыдов – автор книг и статей по этим темам.

К сожалению, судьба Алексея Павловича Давыдова типична для русских изобретателей, опередивших свое время. Его идеи были забыты на десятилетия, а его имя известно лишь узкому кругу специалистов по истории артиллерии. Далее

 

На одной из улиц города Ржева стоял дом Ивана Волоскова, часовых дел мастера, но заказов было мало, и Волосков занялся изготовлением красок для окрашивания сукна. В 1729 году у него родился сын, которого назвали Тереша. Когда мальчик подрос, то по примеру отца занялся изготовлением различных красителей. Волосков-старший работал допотопными приемами, изготовленные им краски были недостаточно яркие и прочные.

Не удовлетворяясь такой посредственной продукцией, молодой Волосков настойчиво искал иные, новые пути, новые методы изготовления красок. Непрерывные искания привели Терентия Волоскова к открытию более совершенного способа получения красной краски – кармина, бакана и румян.

Образцы своих красок Волосков послал в Санкт-Петербург, их высоко оценили в Петербургской академии художеств и даже использовали для печатания ассигнаций.

Кармин и другие волосковские краски приобрели широкую известность. Они покупались не только русскими фабрикантами и художниками, но и вывозились за границу.

Краски приносили немалый доход, поэтому Терентий Иванович мог позволить себе заниматься приятными для души делами. Он собрал довольно большую библиотеку из книг по математике, химии и астрономии. Читал много, часто по ночам и даже на ходу. Далее

 

Ещё один наш земляк Пётр Иванович Демьянов (? – 1806) всю свою жизнь посвятил служению ближним и упражнению в науках.

«Думай о добре, делай добро и ожидай добра! – Не осуждайте людей с первого взгляда; смотрите на чужие пороки сквозь пальцы; ищите добродетелей и благоговейте пред ними, снисходя к слабостям человеческим» – это любимое изречение Петра Демьянова можно назвать девизом всей его жизни.

Воспитывался Пётр в Морском корпусе. Математика и механика были его любимейшими науками. В чине гардемарина и мичмана он плавал по морям и во время войны со шведами был на многих морских сражениях. Выйдя в отставку, поселился в одной версте от Ржева, на берегу Волги. Там он строил разного рода мельницы. Всё свое свободное время Пётр Иванович посвящал любимому занятию. Примечательна мельница его собственного изобретения. Мельница ржевского механика не имела крыльев, была построена в форме башни с окнами. Открыв те или другие окошки, можно было регулировать потоки воздуха. Врывавшийся в помещение ветер вращал колеса.

Вот как описывает Фёдор Глинка в «Письмах русского офицера» принцип работы ветряка: «Мельник открывает нижние окна в мельнице, где надобно, и ловит струю ветра, который, скользнув в нижнее отверстие, становится, так сказать, пленником и, как будто негодуя на свою неосторожность, с поразительным свистом спешит освободится через верхнее отверстие. Этим стремительным порывом кружит он бесконечный, или архимедов винт, к которому приспособлены особого рода паруса, преграждающие путь ветру». Далее

Традиции ржевских умельцев XVIII-XIX веков М. Е. Немилова, П. И. Демьянова, Т. И. Волоскова продолжались и в последующее столетие.

Иван Иванович Городнев родился в 1904 году в деревне Михирево Ржевского уезда. Его отец работал кузнецом у дворян Лутковских. Мальчику было десять лет, когда началась Первая мировая война. Отца забрали в армию, а Иван продолжал учиться в школе, окончил шесть классов.

Революция изменила всё кардинально. В 1926 году Иван Иванович был призван на военную службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.

Этапы довоенной жизни Ивана Ивановича проследить теперь непросто. Известно, что в начале 30-х годов он – рабочий-строитель на одной из крупнейших строек Ленинграда – Краснопутилстрое.

Уже в те годы Иван Городнев, крестьянский сын, не имеющий специального образования, проявляет большой интерес к технике. Результатом творческой работы ржевитянина стала изданная в 1933 году (написана совместно с Г. И. Трофимовым) в «Госстройиздате» брошюра «Почему портятся механизмы на стройках». Молодые рационализаторы в своем труде размышляли о том, почему портятся насосы Летестю, бетономешалки «Свет шахтера» и «Егер» и другие строительные механизмы. Тираж брошюры 10200 экземпляров – говорит о том, что потребность в таком пособии для страны, вздыбленной пятилеткой индустриализации, была весьма велика. Далее